Найти тему
Владимир Соин

Реформация церкви Мартин Лютер

"Наконец, размышляя день и ночь, по милости Божией, я начал понимать, что праведность Божия есть то, через что праведные живут даром Божиим, а именно верою. Здесь я чувствовал себя так, словно заново родился и вошел в рай через распахнутые настежь врата."

В шестнадцатом веке мир был разделен вокруг Мартина Лютера. Один католик считал Мартина Лютера "демоном во внешности человека". Еще один человек, который первым поставил под сомнение теологию Лютера, позже заявил: "он один прав!"

В наши дни, спустя почти 500 лет, этот вердикт почти единогласен в пользу добра. Как католики, так и протестанты утверждают, что он был не только прав во многом, но и изменил ход западной истории к лучшему.

Преобразование грозы

Мартин родился в Айслебене (примерно в 120 милях к юго-западу от современного Берлина) от Маргарет и Ганса Людеров (как это было произнесено в местных условиях). Он вырос в Мансфельде, где его отец работал на местных медных рудниках.

Ганс отправил Мартина в латинскую школу, а затем, когда Мартину было всего 13 лет, в Эрфуртский университет изучать право. Там Мартин получил как степень бакалавра, так и степень магистра в кратчайшие сроки, предусмотренные университетским уставом. Он оказался настолько искусен в публичных дебатах, что заслужил прозвище "философ"."

Затем в 1505 году его жизнь приняла драматический оборот. Когда 21-летний Лютер пробивался сквозь сильную грозу по дороге в Эрфурт, молния ударила в землю рядом с ним.

- Помоги мне, Святая Анна!- Закричал Лютер. -Я стану монахом!"

Скрупулезный Лютер исполнил свой обет: он раздал все свое имущество и вступил в монашескую жизнь.

Духовный прорыв

Лютер был чрезвычайно успешным монахом. Он погрузился в молитву, пост и аскетические практики—ходил без сна, выдерживал леденящий холод без одеяла и бичевал себя. Как он позднее говорил: "Если кто и мог заслужить рай монашеской жизнью, так это я."

Хотя он и стремился этими средствами полностью любить Бога, он не находил никакого утешения. Он все больше и больше боялся гнева Божьего: "когда душа соприкасается с этим преходящим потопом вечного, она не чувствует и не пьет ничего, кроме вечного наказания.

В первые годы своей жизни, когда Лютер читал то, что впоследствии стало знаменитым "текстом Реформации"(Римлянам 1:17), его взоры были обращены не к слову вера, а к слову праведник. Кто же, в конце концов, может "жить верой", как не те, кто уже праведен? Текст был ясен по этому поводу: "праведные будут жить верою."

Лютер заметил: "я ненавидел это слово, "праведность Божья", которым меня учили согласно обычаю и обычаю всех учителей ... [что] Бог праведен и наказывает неправедного грешника.- Молодой Лютер не мог жить верой, потому что он не был праведен, и он это знал.

Тем временем ему было приказано получить докторскую степень по Библии и стать профессором Виттенбергского университета. Во время лекций по Псалтыри (в 1513 и 1514 гг.) и изучения книги римлян он начал видеть выход из своей дилеммы. - Наконец-то я медитирую день и ночь, по милости Божьей ... я начал понимать, что праведность Божья-это то, через что праведные живут даром Божиим, а именно верой... здесь я чувствовал себя так, как будто я был полностью рожден свыше и вошел в сам рай через распахнутые настежь врата."

Вслед за этим новым пониманием пришли и другие. Для Лютера церковь больше не была институтом, определяемым апостольским преемством; вместо этого она была общиной тех, кому была дана Вера. Спасение пришло не через таинства как таковые, а через веру. Идея о том, что у людей есть искра благости (достаточно, чтобы искать Бога), не была основой теологии, а преподавалась только "глупцами"."Смирение больше не было добродетелью, заслуживающей благодати, но необходимым ответом на дар благодати. Вера больше не состояла в согласии с учением Церкви, но в доверии обетованиям Божьим и заслугам Христа.

Это было незадолго до того, как революция в сердце и уме Лютера разыгралась во всей Европе.

-А вот и я стою."

Это началось в канун Дня Всех Святых, в 1517 году, когда Лютер публично возразил против того, как проповедник Иоганн Тецель продавал индульгенции. Это были документы, подготовленные церковью и купленные отдельными лицами либо для себя, либо от имени умерших, которые освободили бы их от наказания за их грехи. Как проповедовал Тецель, " как только монета в сундуке прилипает, душа из чистилища устремляется к небесам!"

Лютер усомнился в незаконности торговли индульгенциями в церкви и призвал к публичному обсуждению 95 тезисов, которые он написал. Вместо этого его 95 тезисов распространились по всей Германии как призыв к реформам, и вопрос быстро стал не индульгенциями, а авторитетом церкви: имел ли папа право издавать индульгенции?

События быстро ускорились. На публичных дебатах в Лейпциге в 1519 году, когда Лютер заявил, что "простой мирянин, вооруженный Священным Писанием", был выше как папы, так и соборов без них, ему пригрозили отлучением.

Лютер ответил на эту угрозу тремя важнейшими своими трактатами: "обращение к христианскому дворянству", "Вавилонское пленение Церкви" и "о свободе христианина". В первом он утверждал, что все христиане были священниками, и призывал правителей встать на путь церковной реформы. Во втором он свел семь таинств к двум (крещение и вечеря Господня). В третьем он сказал христианам, что они свободны от закона (особенно церковных законов), но связаны любовью со своими ближними.

В 1521 году он был вызван на собрание в Вормсе, Германия, чтобы предстать перед Карлом V, императором Священной Римской империи. Лютер прибыл подготовленным к очередной дискуссии; он быстро обнаружил, что это был суд, на котором его попросили отказаться от своих взглядов.

Лютер ответил: "Если только я не могу быть наставлен и убежден доказательствами из Священного Писания или открытыми, ясными и отчетливыми основаниями рассуждения ... тогда я не могу и не буду отрекаться, потому что действовать против совести небезопасно и неразумно.- Затем он добавил: - Вот здесь я стою. Я не могу поступить иначе. Господи, помоги мне! Аминь."

К тому времени, когда был издан императорский указ, называвший Лютера "осужденным еретиком", он бежал в замок Вартбург, где скрывался в течение десяти месяцев.

Достижения больного человека

Ранней весной 1522 года он смог вернуться в Виттенберг, чтобы возглавить с помощью таких людей, как Филипп Меланхтон, молодое реформаторское движение.

В течение последующих лет Лютер вступал во все новые споры, многие из которых разделяли друзей и врагов. Когда волнения привели к крестьянской войне 1524-1525 гг., он осудил крестьян и призвал князей подавить восстание.

Он женился на беглой монахине Катарине фон Бора, что многих шокировало. (Для Лютера шоком было то, что он просыпался утром с косичками на подушке рядом со мной.")

Он высмеивал коллег-реформаторов, особенно швейцарского реформатора Ульриха Цвингли, и использовал при этом вульгарные выражения.

На самом деле, чем старше он становился, тем придирчивее становился. В последние годы своей жизни он говорил некоторые неприятные вещи, в том числе о евреях, папах и богословских врагах, со словами, которые не годятся для печати.

Тем не менее , его продолжительные достижения также возросли: перевод Библии на немецкий язык (который остается литературной и библейской отличительной чертой); написание гимна "могучая крепость-наш Бог"; и публикация его большего и меньшего Катехизиса, которые руководили не только лютеранами, но и многими другими с тех пор.

Последние годы жизни он часто проводил как в болезни, так и в яростной деятельности (в 1531 году, хотя он был болен в течение шести месяцев и страдал от истощения, он проповедовал 180 проповедей, написал 15 трактатов, работал над переводом Ветхого Завета и совершил несколько поездок). Но в 1546 году он окончательно выдохся.

Наследие Лютера огромно и не может быть адекватно обобщено. Все протестантские реформаторы—такие как Кальвин, Цвингли, Нокс и Кранмер—и все протестантские течения—лютеране, реформаты, англикане и анабаптисты-были так или иначе вдохновлены Лютером. На более широком полотне его реформа высвободила силы, которые закончили Средние века и открыли современную эпоху.

Было сказано, что в большинстве библиотек книги Мартина Лютера и о нем занимают больше полок, чем те, которые касаются любой другой фигуры, кроме Иисуса из Назарета. Хотя это трудно проверить, можно понять, почему это, скорее всего, будет правдой.

Если вам нравятся заметки на нашем канале, обязательно поставьте лайк и подпишитесь на наш канал! Так вы будете чаще видеть наши заметки в своей ленте Дзена и не пропустите новые! Спасибо.