Найти в Дзене
Валерий Бо | Graphica Club

Как график Эмиль Орлик вошёл в историю, вышел из неё и снова зашёл. Роль личных связей.

Оглавление

Здравствуйте, любезные друзья! Сегодня мы поговорим о художнике с интересной судьбой.

В художественных кругах его окрестили «путешествующим апостолом современной гравюры на дереве». Как приобрёл такое звание человек, создавший портреты Льва Троцкого, Альберта Эйнштейна, Густава Малера, Рихарда Штрауса, Томаса Манна и многих других? Какие были для этого основания? Давайте разберёмся.

Эмиль Орлик "Три девушки за настольной игрой", цветная ксилография,  c. 1907 г.
Эмиль Орлик "Три девушки за настольной игрой", цветная ксилография, c. 1907 г.

Эмиль Орлик – художник далёкий от образа затворника-творца или непризнанного при жизни гения. Он был прагматичен, плодотворен и умел оставаться в нужном социальном окружении. Последнее обстоятельство обеспечивало его заказами из разных, хотя и смежных областей, – он создавал картины, рисунки, печатную графику и плакаты, а также проектировал театральные декорации и костюмы, иллюстрировал книги и делал экслибрисы.

Истоки

Жизнь его началась в Праге по соседству с еврейским гетто, где мальчик появился на свет в семье портного Морица Орлика. Своеобразный мир, окружавший его в детстве, художник позднее запечатлел в своих ксилографиях и офортах. В том числе, он неоднократно возвращался к теме ателье своего отца.

Эмиль Орлик "Белошвейка" 16 x 15.5 см, цветная ксилография, 1896 г.
Эмиль Орлик "Белошвейка" 16 x 15.5 см, цветная ксилография, 1896 г.

Орлика часто называют австрийским художником, иногда немецким, редко чешским. И совсем редко еврейским. Любое из перечисленного частично верно, но справедливо всё вместе. В Праге было большое немецкоязычное сообщество, называемое богемскими немцами, к нему, например, принадлежал товарищ Орлика Райнер Мария Рильке. К этой же среде тяготел и другой знакомый Орлика – Франц Кафка.

И вообще, для образованных пражских евреев важно было быть среди немцев, тогда это давало некоторые возможности. Фактически значительная часть жизни мастера прошла именно в немецко-говорящем мире.

Эмиль Орлик "Старое еврейское кладбище в Праге", ксилография
Эмиль Орлик "Старое еврейское кладбище в Праге", ксилография

Рисованием Эмиль Орлик интересовался с детства, поэтому сразу после окончания средней школы в 1889 году он отправился в Мюнхен, где стал учиться в частной школе живописи Генриха Ниррса, а продолжил образование в Мюнхенской Академии изящных искусств с 1891 по 1893 годы. Уже тогда он проявил талант. На ежегодной отчётной выставке Академии в 1893 году за рисунки пастелью он получил серебряную медаль.

В 1894 году он вернулся в Прагу и обзавёлся собственной студией с вдохновляющим видом на город. Здесь он активно продолжал эксперименты с печатными техниками, которые начал исследовать ещё в Академии.

Эмиль Орлик "Сплетницы" 9 х 8,5 см,  цветная ксилография, 1896 г.
Эмиль Орлик "Сплетницы" 9 х 8,5 см, цветная ксилография, 1896 г.

В родном городе и его окрестностях он сделал много графических работ, но 1896 году решил вернуться в Мюнхен и стал сотрудничать с журналом Jugend. Издание занимало особое место в культурной жизни Германии и дало своё название стилю.

Среди множества произведений, созданных им в течение ближайших нескольких лет стоит отметить серию небольших офортов, посвящённых сельской жизни. На них есть только небо и земля, а между ними вечные земледельцы. Они с начала времён своим трудом обеспечивают жизнь человечеству, занимающемуся войнами, строительством, науками или искусством. Глядя на изображения Орлика очевидно, что эти люди и есть соль земли.

Подъём карьеры

В 1899 году Орлик переехал в Вену, вступил в члены престижного Венского Сецессиона и начал публиковаться в Ver Sacrum. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что созданию персонального бренда Орлика поспособствовал Макс Лерс.

Он был авторитетным знатоком искусства печатной графики и директором Дрезденского Kupferstichskabinett – одного из лучших в Европе собрания гравюр.

Эмиль Орлик "Паломники на пути к Фудзияме",  цветная ксилография, 1901 г.
Эмиль Орлик "Паломники на пути к Фудзияме", цветная ксилография, 1901 г.

Лерс среди первых стал покупать оттиски Орлика. Однако этим не ограничивался. Он не только представлял художника публике, но и знакомил его с коллекционерами. Его мнение было весомым, поэтому художник быстро приобрёл клиентуру среди влиятельных людей.

Несомненной удачей для Орлика стало то, что в 1900 году Макс Лерс свёл его с семьёй промышленника, банкира и покровителя искусств Макса фон Гомперца, который сразу же приобрёл большое количество произведений художника. Этой встречей Эмиль Орлик сумел воспользоваться для установления многолетней дружеской связи, как с семейством, так и с дочерью бизнесмена – Мари фон Гомперц.

Эмиль Орлик "Вечером (Сумерки, две девушки)" 16,3 х 11,7 см, офорт, 1901 г.
Эмиль Орлик "Вечером (Сумерки, две девушки)" 16,3 х 11,7 см, офорт, 1901 г.

Они были ровесникам и симпатизировали друг другу. Переписка между ними продолжалась до конца жизни. Лишь дошедшее до наших дней эпистолярное наследие составляет 310 писем с зарисовками художника.

Дружба была не только приятной, но выгодной. Сохранившейся части коллекции работ Орлика из фамильного собрания Гомперц хватило на целую выставку, проведённую в Вене в 1997 году. А ведь во время нацистского правления имущество этой семьи, как и других еврейских семей, изымалось в пользу Третьего Рейха и уцелело далеко не всё.

Продолжение истории Эмиля Орлика ЗДЕСЬ

Валерий Бо

Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.