Найти в Дзене
Смарт Арт

Как рисовать лица и эмоции? Урок от концепт-художника.

Друзья, давно искал действительно полезный и подробный урок по рисованию лиц и эмоций. И вот, наконец, наткнулся на качественную статью! Делюсь переводом. Обращаю внимание, что материал не на 2 минуты и не относится к развлекательному контенту. Он будет интересен начинающим художниками и всем, кто интересуется творчеством.

В этом крайне полезном руководстве о том, как передать экспрессию лица на иллюстрации, концепт-художник Магда Провски (Magda Prowski) разбирает лицевую анатомию, дабы объяснить, как меняются черты лица при проявлении эмоций. Воспользуйтесь данным гайдом, чтобы прокачать навыки, необходимые для создания выразительных, колоритных персонажей!

Вступление

Магдалена Прошовская (Magdalena Proszowska), или просто Магда Провски — популярная художница, широко известная своими стилизованными, цепляющими взгляд портретами и иллюстрациями. Она работает старшим концепт-художником в немецком подразделении игрового издательства Ubisoft, на данный момент полностью вовлеченного в работу над франшизой The Settlers. Она объединяет свою любовь к сторителлингу (storytelling) и созданию миров в ярких иллюстрациях с живыми персонажами.

Магдалена — цифровой художник-самоучка, частый спикер на местных мероприятиях и приглашенный преподаватель в университетах игрового искусства Кёльна и Дюссельдорфа.

Подробнее с творчеством художницы можно познакомиться на ее страничке Artstation.

«Собираем» голову

Лицо — один из наиболее сложных объектов для рисования. Оно наполнено выпуклостями и впадинами, как и любой другой объект, обладающий объемом. Но помимо этого, лицо должно рассказывать истории, пробуждать эмоции и создавать иллюзию, что с плоского двумерного холста на зрителя смотрит живой человек.

В современном мире мы привыкли видеть фотографии людей на каждом углу. Но представьте себе времена, когда фотографий не существовало — каким удивительным событием было узреть портрет человека!

Существует столь же много способов нарисовать голову, сколько найдется художников. Голова и лицо состоят из двух типов «материала»: твердый, неподвижный череп и мягкий - пластичные мышцы с кожей и жиром. Череп можно упрощенно изобразить при помощи трех геометрических фигур: продолговатой сферы, «коробки» и полуцилиндра.

Хорошенько запомните форму черепа, если вы хотите улучшить свои портретные навыки. Эта часть головы неизменна и одинакова для всех. Если вы научитесь делать корректную зарисовку черепа, то сможете стилизовать лицо любым возможным способом, сохранив его правдоподобность.

Лишь одна часть черепа подвижна — разумеется, речь о челюсти. Челюстные суставы довольно гибки: кроме того, что они отвечают за открытие и закрытие рта, они могут выдвигать челюсть в стороны и вперед. Попробуйте сделать прикус или заскрежетать зубами, чтобы понять, что я имею в виду.

Для того, чтобы все это было возможно, наш челюстной сустав сконструирован особенным образом. Когда вы открываете рот, шарнир (центр вращения) не остается неподвижным, вместо этого вся челюсть немного выдвигается вперед. Приложите палец к той стороне щеки, где вы можете почувствовать кость. Теперь откройте и закройте рот, чтобы заметить движение челюсти вперед и назад. Теперь вы знаете, почему вам нужно сдвигать подбородок вперед, рисуя человека с открытым ртом, если вы хотите, чтобы он выглядел реалистично.

-5

Параметры лица

Череп — важная основа для создания лица, но реальная схожесть с живым человеком заключается в форме мягких тканей, прикрепленных к костям. Как упоминалось ранее, череп покрыт слоями мышц, жира и кожи. Некоторые участки плоти довольно тонкие, так что вы можете легко заметить проступающие кости черепа, другие же достаточно плотные и могут сильно смещаться в зависимости от выражения лица.

-6

Зеленые участки на лице показывают области с наиболее тонкой кожей, под которой легко прощупываются кости. Эти области лица покрыты крайне тонкими мышцами и минимальным количеством жира, что приводит к незначительным изменениям формы в динамике.

Такие места, как щеки, губы и кожа вокруг глаз, напротив, могут сильно менять свою форму в зависимости от выражения лица. Стоит отметить, что мы все же можем наблюдать изменения поверхности на зеленых участках из-за растяжения кожи или морщин.

Вторая наиболее важная для запоминания вещь — сферичная форма лица. Лицо — это не плоская поверхность, перемещающаяся в пространстве. Важно держать в уме, что все элементы расположены на округлой поверхности головы.

-7

Эмоции

Когда вы улыбаетесь, вы не только приподнимаете уголки рта — возникает целый каскад мышечных движений, создающих настоящую улыбку на вашем лице. Брови, глаза, крылья носа, форма рта и многое другое — все придет в движение, в зависимости от выражаемых эмоций.

Понаблюдайте за своими друзьями и поэкспериментируйте перед зеркалом, дабы тщательно изучить, как разные люди выражают эмоции. Вы улучшите свои навыки в кратчайшие сроки, а ваши нарисованные персонажи станут более правдоподобными, чем когда-либо прежде!

1) Нейтральное выражение 2) Радость 3) Печаль 4) Шок 5) Страх 6) Гнев 7) Отвращение
1) Нейтральное выражение 2) Радость 3) Печаль 4) Шок 5) Страх 6) Гнев 7) Отвращение

Схема выше показывает основные эмоции с направлениями движения мышц (зеленые стрелки) и образования морщин (синие линии). Если вы хотите, чтобы ваши персонажи выглядели молодыми, не переусердствуйте с черными линиями морщин, поскольку чем больше морщин вы рисуете штриховкой на лице, тем старше будет выглядеть персонаж. Вместо этого сконцентрируйтесь на форме глаз, бровей и рта, поскольку спектр их движений огромен.

Движение глаз и бровей

Люди часто называют глаза «зеркалом души». И это правда, глаза — крайне выразительная часть лица. По одному взгляду можно уловить эмоции человека: улыбка, испуг или злость.

Глаза окружают многочисленные группы мышц. Веки могут быть оттянуты, чтобы показать всю радужную оболочку, а область вокруг глаз может быть сокращена, чтобы создать прищур или морщины.

Брови имеют отдельные группы мышц, подтягивающих внешние и внутренние края, поэтому они могут изгибаться вверх и вниз, создавать форму волны, а отдельные мышцы отвечают за сближение бровей над переносицей.

Обратите внимание на изображение выше. Это лишь несколько примеров возможных выражений глаз, связанных с эмоциями. Рисунки J1, J2 и J3 демонстрируют радость. Бровь нейтральная или слегка приподнятая. Самое главное, что внешние уголки глаз прищурены и приподняты щеками, когда мы улыбаемся. Прищур демонстрирует разницу между честной и фальшивой улыбкой.

Рисунки A1, A2 и A3 выражают гнев, злость или отвращение. Мышцы над переносицей выполняют тяжелую работу — они опускают и сближают брови, создавая уйму морщин между ними и на переносице.

Рисунки F1, F2 и F3 выражают шок и страх. Это единственное выражение, когда вам требуется показать полную радужку, не перекрываемую веками. Различные формы бровей заставляют широко открытые глаза выражать различные эмоции, от удивления до ужаса.

Движение рта

Губы окружены множественными группами мышц, обуславливающими бесконечные вариации форм. Это позволяет нам не только выражать эмоции, но и издавать разнообразные звуки. Ниже вы найдете лишь несколько примеров, характерных для выражения радости, страха и гнева. Рисуя рот, помните: когда зубы не сомкнуты, подбородок должен быть опущен. Верхняя губа может приподняться с нежным изгибом, обнажая зубы, как в улыбке на рисунках S2 и S3, или с более агрессивной линией, чтобы выразить гнев и отвращение - рисунки G1, G2 и G3.

-11

Когда-либо задумывались, почему уголки рта обозначаются миниатюрными дугами? Угол рта включает в себя узел (рисунок N), к которому прикреплено множество мышц. Узел имеет сферическую форму, создающую небольшую кривую (тень) в углу рта.

-12

Мышцы рта могут работать асимметрично — например, вы можете улыбаться лишь одним уголком рта. Посмотрите в зеркало, сколько гримас вы можете состроить!

Подвижность носа

Нос — недооцененный инструмент выражения эмоций. Однако при правильном обращении он способен придать лицу неуловимое, но крайне важное выражение. Обратите внимание, что ноздри вытягиваются вместе со ртом на рисунке N4. Ноздри расширяются, когда вы делаете глубокий вдох. Это поможет придать вашему персонажу напряженный вид, как на рисунке N5. Когда мы злимся или испытываем отвращение, мы морщим нос, как на рисунках N2 и N3.

N1 — нейтральное выражение; N2 — отвращение; N3 — злость/отвращение; N4 — шок; N5 — напряжение
N1 — нейтральное выражение; N2 — отвращение; N3 — злость/отвращение; N4 — шок; N5 — напряжение

В завершение, остается сказать: не бойтесь экспериментировать, смешивайте разные эмоции и создавайте уникальные выражения лица для своих персонажей. И самое главное, наблюдайте с натуры! Зеркало является ключевым инструментом для любого художника персонажей.

Создание иллюстраций с прицелом на эмоции

Понимание основ дарует неограниченный потенциал для стилизации ваших персонажей. Давайте вернемся к началу этого урока, где я знакомила вас с базовой геометрической конструкцией. Изменение пропорций этих элементов позволяет нам создавать стилизованные и правдоподобные лица.

-14

Работа с простыми геометрическими формами также помогает контролировать наклон головы в перспективе. Допустим, мой выбор пал на симпатичного персонажа с большими глазами и круглым лицом. Для этого я увеличу размер «коробки» и сделаю полуцилиндр короче. Следующим шагом станет изображение черепа, соответствующего данным пропорциям, и лица поверх него.

-15

Для искренней улыбки я приподнимаю брови и частично перекрываю нижние веки щеками. Обратите внимание, как растянутый рот приподнимает щеку и делает ее форму более округлой.

-16

Статья с сайта clipstudio.net

Перевод подготовил Serjdraw

Друзья, если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ежедневные переводы интервью, мастер-классов и развлекательного контента на тему творчества и digital иллюстрации!

Если вы у вас на примете есть интересные иллюстраторы и комиксисты, по которым нет информации в рунете - пишите в комментариях, исправим))

Успехов в творчестве!