Найти тему

«Когда где-нибудь в доме отдыха…» В. Драгунский. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Проблема

Какова роль совместного труда во время тяжелых испытаний? На этот вопрос отвечает писатель В. Драгунский.

Комментарий к проблеме. Первый пример

От имени повествователя автор рассказывает о том, как в годы Великой Отечественной войны люди сооружали противотанковые рвы. Люди видят результаты не только своего, но и общего труда и гордятся ими. Участие в совместном деле полезно тем, что человек чувствует себя частью большого, великого народа, который готовит, каждый на своем месте, поражение врагу.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Еще одна авторская мысль, которая важна для раскрытия проблемы, это то, что в любом деле трудно без поддержки. Автор показывает, как происходило общение с другими участниками совместного дела. Человек узнавал, что в этом деле участвовали люди разных национальностей, разных профессий, разных физических возможностей, разного возраста. Это были сыновья и дочери, которые трудились для своей Родины-матери. Они показывали «небывалые рекорды» и старались не отставать друг от друга, работали «горячо, на совесть», понимая, что сейчас их единственное «орудие и оружие» - лопаты.

Мы не слышим разговоров ополченцев, но чувствуем, как им тяжело. Но если вместе, если дружно, то никакой враг не страшен. Во время сооружения окопов их еще крепче объединяла вера в победу.

Итак, оба фрагмента – результаты труда ополченцев и их общение, которое происходило во время тяжелой физической работы, говорят о том, что труд их не разъединил, а объединил. Такой труд ценен объединяющей силой.

Авторская позиция

Автор рассказывает о «лопатных ополченцах» для того, чтобы объяснить не традиционное понимание коллективного труда, а такой его уровень, когда его можно охарактеризовать, как вдохновенный, великий, доблестный. Роль такого труда в ходе войны значительна, потому что каждый осознавал свой личный вклад в победу.

Собственное мнение

Соглашаясь с автором, приведу пример коллективного, бескорыстного труда, который описан в книге В.Ситникова «Русская печь». Во время войны дедушка и внук поехали к родственнице, которая просила отремонтировать печь. Это было очень трудно, потому что надо было сбить печь не из кирпичей, а из глины. На помощь пришла вся деревня. В те времена такое участие в совместном бескорыстном труде называлось словом «пóмочь». Люди пришли, оставив свои дела. К сумеркам печь была готова. Она была похожа на терем. Внук ходил вокруг нее и гордился, что и он внес свою лепту. Главное – он понял, как это важно – работать всем миром. Таким образом, роль совместного труда значительна и в воспитании юного поколения.

Вывод

Итак, роль общего ударного труда всегда велика и польза очевидна. Усердный совместный труд приводит к тому, что люди становятся еще дружнее, еще сплоченнее, еще увереннее в той цели, к которой они идут.

ТЕКСТ

Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься.

Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево.

Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат.

И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью.

Постепенно, день за днем, я узнавал новых людей на трассе. Теперь я уже знал, что вон там, за леском, показывает небывалые рекорды казах Байсеитов — батыр с лицом лукавым и круглым, как сковорода. Ученые говорят, что нависающие веки У азиатов появились для защиты глаз от ветра и солнца. В таком случае Байсеитов защитился особенно надежно. Я его глаз никогда не видел. Две черточки, и все. Но им гордились, его знали все, и я гордился тоже, что знаю его. Я знал также, что слева от меня работает Геворкян, оператор из кино, знаток фольклора и филателист, а с ним рядом Ванька Фролов, голенастый пекарь, белый, словно непроявленный негатив. Вон частушечник, толстый, как сарделька, Сечкин, он любит показывать фотокарточку своих четырех ребят, похожих друг на дружку, точно капельки. Это вот Киселев, печатник, он хворый, грудь болит. Вот неугомонный шестидесятилетний бабник аптекарь Вейсман. Волосатый гигант Бибрик, задумчивый пожарник Хомяков. Масса ополченцев, такая безликая вначале, распалась для меня на сотни частичек — разных, по-разному интересных, построенных на свой манер каждая. Снег падает, вон его сколько, сугробы, а каждая снежинка откована по-особому — протри глаза!

В эти дни установилась славная, почти летняя погодка, здесь не было затемнения, налетов не было и бомбежек, не было патрулей, ночных дежурств, и все мы немного оздоровились, подзагорели, налились в мускулах. Работали горячо, на совесть, потому что отчаянно верили, что делаем самое главное, помогаем своими руками, своим личным трудом близкому делу победы. (В.Ю. Драгунский)

Статьи автор по теме

-2

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки