Кризис 2020 года станет самым большим испытанием для российских ритейлеров, рестораторов, спортивных, развлекательных, сервисных и других операторов. Их потери будут не сопоставимы с потерями в кризис 2009 года, а количество закрывшихся магазинов и разорившихся бизнесменов будет, скорее всего, в несколько раз больше, чем в кризис 2014-2015 годов.
Но есть одно большое и принципиальное различие.
В прошлые «сложные» для бизнеса годы на потребительском рынке продажи более-менее одинаково падали у всех. На этот раз ситуация совершенно иная. Пока тысячи сотни тысяч магазинов по всей стране остаются уже месяц закрытыми, другие продают их товары и рекордно увеличивают свои выручки. Пока 90% ресторанов работает с огромными убытками, несколько очень крупных компаний генерируют гигантское количество заказов и живут припеваючи.
Так получилось, что вынужденное закрытие физической розничной торговли обеспечило взрывной рост электронной коммерции в России. Которая, к слову, и так в последние годы чувствовала себя все увереннее. Но теперь, когда у ее лидеров фактически не осталось конкурентов, они получили возможность расти удивительными темпами. Ведь их аудиторией в момент стала фактически вся Россия. В том числе миллионы потребителей, которые никогда прежде не делали заказы онлайн.
Получилось, что десяток крупных компаний на кризисе делают лишние миллиарды.
Ozon
Один из крупнейших интернет-магазинов в России с конца марта столкнулся с кратно возросшим спросом, так что даже увеличил минимальную сумму заказа до 999 рублей. А количество заказов продолжило рекордно расти.
Популярность площадки достигла такого уровня, что на нее стали выходить даже противники маркетплейсов и крупнейшие ритейлеры - сначала «Декатлон», теперь «М.Видео» и «Эльдорадо». Надо ли говорить, что интернет-магазин имеет с них приличную комиссию, продавая их товары по тем же ценам, что и в их физической рознице. Выручка «Озона» за прошлый год составляла более 90 млрд рублей.
Wildberries
Еще больше в этот месяц растет разве что Wildberries. Крупнейший по объему выручки интернет-магазин более чем вдвое увеличил количество заказов. О таком в компании не могли даже мечтать еще пару месяцев назад. При этом продажи отдельных категорий товаров на маркетплейсе растут в 10-15 раз.
Еще в 2019 году продажи на Wildberries за счет расширения товарных категорий выросли почти на 90%, до более чем 220 млрд рублей.
Lamoda
Крупнейший интернет-магазин, специализирующийся на одежде и обуви, также растет рекордными темпами, учитывая то, что все розничные магазины и торговые центры не работают уже месяц. В 2019 году компания наторговала на 33 млрд рублей, в этом году цифра значительно вырастет.
X5 Retail Group
Разумеется, главный продавец продуктов питания в России также чувствует себя в кризис очень уверенно. За первый квартал продажи компании возросли более чем на 15%. При этом популярность интернет-магазина «Перекресток» выросла в два-три раза и положительная динамика сохраняется. Компания стремительно наращивает свои позиции в онлайн-торговле - начинает доставлять заказы других крупных интернет-магазинов, сотрудничает с «М.Видео-Эльдорадо» и даже доставляет заказы из «Пятерочки» по всей Москве.
iGooods и Сбермаркет
Потрясающими темпами растут продажи и аудитория сервисов по доставке продуктов из гипермаркетов. Еще в 2019 году многим было неясно, на чем могут заработать Instamart (сегодня Сбермаркет) и iGooods, доставляющие продукты по ценам торговых сетей. В результате сегодня спрос на них возрос в несколько раз. Они подключают все больше партнеров (сегодня стало известно про Ашан) и расширяют географию сети, начиная работать по всей России.
Яндекс.Еда и Delivery Club
Наконец на рынке общественного питания игроки с сильными каналами доставки, навроде сетевых пиццерий, теряют 40-60% выручки. Многие рестораторы - до 90%, другие просто закрыты. В это время агрегаторы Яндекс.Еда и Delivery Club подключают сотни новых ресторанов, имеют с них комиссии до 30% и зарабатывают все больше как в Москве, так и в регионах. Пока сложно оценивать, насколько вырастут их обороты в 2019 году, но очевидно, что и они хорошо заработают на кризисе.
ivi и Okko
Можно упомянуть и крупнейшие онлайн-сервисы. Например, с закрытием кинотеатров по всей стране, кажется, во второй половине марта, все крупнейшие онлайн-кинотеатры в России предложили новым (а иногда и старым) клиентам бесплатные подписки на месяц или больше. По факту это была мощная рекламная кампания, которая позволила сервисам значительно увеличить свою аудиторию и привлечь тысячи новых клиентов. По итогам 2020 года лидеры рынка также получат огромный рост выручки за счет закрывшихся физических кинотеатров.