Найти тему
EN_JOY

Кому это выгодно? 10 компаний, которые делают миллиарды на этом кризисе

Кризис 2020 года станет самым большим испытанием для российских ритейлеров, рестораторов, спортивных, развлекательных, сервисных и других операторов. Их потери будут не сопоставимы с потерями в кризис 2009 года, а количество закрывшихся магазинов и разорившихся бизнесменов будет, скорее всего, в несколько раз больше, чем в кризис 2014-2015 годов.

Но есть одно большое и принципиальное различие.

Wildberries. Фото Коммерсанта
Wildberries. Фото Коммерсанта

В прошлые «сложные» для бизнеса годы на потребительском рынке продажи более-менее одинаково падали у всех. На этот раз ситуация совершенно иная. Пока тысячи сотни тысяч магазинов по всей стране остаются уже месяц закрытыми, другие продают их товары и рекордно увеличивают свои выручки. Пока 90% ресторанов работает с огромными убытками, несколько очень крупных компаний генерируют гигантское количество заказов и живут припеваючи.

Так получилось, что вынужденное закрытие физической розничной торговли обеспечило взрывной рост электронной коммерции в России. Которая, к слову, и так в последние годы чувствовала себя все увереннее. Но теперь, когда у ее лидеров фактически не осталось конкурентов, они получили возможность расти удивительными темпами. Ведь их аудиторией в момент стала фактически вся Россия. В том числе миллионы потребителей, которые никогда прежде не делали заказы онлайн.

Получилось, что десяток крупных компаний на кризисе делают лишние миллиарды.

Ozon

Ozon. Фото автора канала
Ozon. Фото автора канала

Один из крупнейших интернет-магазинов в России с конца марта столкнулся с кратно возросшим спросом, так что даже увеличил минимальную сумму заказа до 999 рублей. А количество заказов продолжило рекордно расти.

Популярность площадки достигла такого уровня, что на нее стали выходить даже противники маркетплейсов и крупнейшие ритейлеры - сначала «Декатлон», теперь «М.Видео» и «Эльдорадо». Надо ли говорить, что интернет-магазин имеет с них приличную комиссию, продавая их товары по тем же ценам, что и в их физической рознице. Выручка «Озона» за прошлый год составляла более 90 млрд рублей.

Wildberries

Wildberries. Фото автора канала
Wildberries. Фото автора канала

Еще больше в этот месяц растет разве что Wildberries. Крупнейший по объему выручки интернет-магазин более чем вдвое увеличил количество заказов. О таком в компании не могли даже мечтать еще пару месяцев назад. При этом продажи отдельных категорий товаров на маркетплейсе растут в 10-15 раз.

Еще в 2019 году продажи на Wildberries за счет расширения товарных категорий выросли почти на 90%, до более чем 220 млрд рублей.

Lamoda

Крупнейший интернет-магазин, специализирующийся на одежде и обуви, также растет рекордными темпами, учитывая то, что все розничные магазины и торговые центры не работают уже месяц. В 2019 году компания наторговала на 33 млрд рублей, в этом году цифра значительно вырастет.

X5 Retail Group

X5 Retail. Фото из сети
X5 Retail. Фото из сети

Разумеется, главный продавец продуктов питания в России также чувствует себя в кризис очень уверенно. За первый квартал продажи компании возросли более чем на 15%. При этом популярность интернет-магазина «Перекресток» выросла в два-три раза и положительная динамика сохраняется. Компания стремительно наращивает свои позиции в онлайн-торговле - начинает доставлять заказы других крупных интернет-магазинов, сотрудничает с «М.Видео-Эльдорадо» и даже доставляет заказы из «Пятерочки» по всей Москве.

iGooods и Сбермаркет

Потрясающими темпами растут продажи и аудитория сервисов по доставке продуктов из гипермаркетов. Еще в 2019 году многим было неясно, на чем могут заработать Instamart (сегодня Сбермаркет) и iGooods, доставляющие продукты по ценам торговых сетей. В результате сегодня спрос на них возрос в несколько раз. Они подключают все больше партнеров (сегодня стало известно про Ашан) и расширяют географию сети, начиная работать по всей России.

Яндекс.Еда и Delivery Club

Delivery Club. Фото Ведомостей
Delivery Club. Фото Ведомостей

Наконец на рынке общественного питания игроки с сильными каналами доставки, навроде сетевых пиццерий, теряют 40-60% выручки. Многие рестораторы - до 90%, другие просто закрыты. В это время агрегаторы Яндекс.Еда и Delivery Club подключают сотни новых ресторанов, имеют с них комиссии до 30% и зарабатывают все больше как в Москве, так и в регионах. Пока сложно оценивать, насколько вырастут их обороты в 2019 году, но очевидно, что и они хорошо заработают на кризисе.

ivi и Okko

Можно упомянуть и крупнейшие онлайн-сервисы. Например, с закрытием кинотеатров по всей стране, кажется, во второй половине марта, все крупнейшие онлайн-кинотеатры в России предложили новым (а иногда и старым) клиентам бесплатные подписки на месяц или больше. По факту это была мощная рекламная кампания, которая позволила сервисам значительно увеличить свою аудиторию и привлечь тысячи новых клиентов. По итогам 2020 года лидеры рынка также получат огромный рост выручки за счет закрывшихся физических кинотеатров.