Какой родитель не видит своего ребенка будущим Паганини, Микеланджело или Майей Плисецкой и не старается, едва откопав малейший росток интереса к какой-либо творческой сфере деятельности, обильно удобрить почву для взращивания великого таланта?
Конечно, всегда найдутся скептики, которые посчитают отчаянные попытки мам и пап устроить любимое чадо в многочисленные кружки пустой тратой времени и сил, причем не только своих. Стоит ли лишать ребенка беззаботного детства ради всестороннего творческого воспитания?
Творческое воспитание - как и когда познакомить ребенка с искусством?
Безусловно, стоит, причем – чем раньше, тем лучше. Почему? Попробуем разобраться. Сторонники раннего творческого воспитания, основанного в первую очередь на углубленном знакомстве с шедеврами мирового искусства, считают, что ребенка с первых дней его жизни должны окружать предметы, имеющие высокую эстетическую ценность и являющиеся образцом для дальнейших сравнений. Ребенок изначально должен запечатлеть в своем сознании эталоны истиной красоты, будь то неподражаемые произведения Чайковского и Вивальди, или шедевры живописи Левитана и Шишкина.
Но как маленький ребенок сможет адекватно воспринять творчество, основанное на синтезе воображения и образного мышления, ведь в раннем возрасте эти психические процессы еще не развиты? Бесспорно, для анализа и понимания любого произведения искусства необходим определенный багаж знаний и опыта, основанный на полученных ранее впечатлениях об окружающей действительности и двухгодовалый ребенок не сформирует определенного мнения о какой-либо картине или музыкальном произведении. Он просто выразит свое восхищение, останется равнодушным или отреагирует негативно. Однако увиденное или услышанное ребенком произведение искусства станет в его сознании своеобразным мерилом, с которым он буде сравнивать накапливаемый в дальнейшем эстетический опыт.
Если ребенок испытывает положительные эмоции при рассматривании картины или прослушивании музыки, обязательно заострите внимание на его реакции, связав ее с понятием «красиво». В более сознательном возрасте (от 4-5 лет) ребенок уже сможет объяснить свое отношение к тем или иным произведениям искусства, ответив на все «почему» взрослого вполне обоснованными утверждениями.
Формирование критериев эстетических суждений у детей
Для того чтобы сформировать у ребенка критерии эстетических суждений, необходимо проводить планомерное творческое воспитание по следующей схеме:
•первое знакомство с искусством, проводимое параллельно со знакомством с явлениями и предметами окружающей среды, природой
•формирование эстетического вкуса, проводимое на основе сравнения: «красиво – некрасиво», «красиво как что?», «на что похоже?»
•формирование эстетического суждения: «почему это красиво?»
•формирование творческих умений и навыков: попытка передать свое видение красоты на бумаге или в виде поделок.