Американские политики стремятся привлечь Китай к финансовой и юридической ответственности за пандемию Covid-19. в то время как Пекин сопротивляется любому независимому зондированию его действий или ответных мер. По мере того как пандемия коронавируса опустошает страны во всем мире, приводя к беспрецедентной гибели людей и экономическому разрушению, все чаще раздаются призывы к Китаю взять на себя юридическую и финансовую ответственность за кризис здравоохранения, который, по общему мнению, возник на его берегах.
С учетом того, что в мире погибло более 200 000 человек, а мировая экономика балансирует на грани депрессии, случающейся раз в столетие, Китай теперь сталкивается с перспективой многочисленных судебных исков, поданных федеральными Штатами, региональными правительствами и пострадавшими лицами. Так, сенатор Том Коттон настаивает на законопроекте, который позволил бы американским «жертвам» вируса подавать иски и добиваться возмещения ущерба от китайского правительства через американские суды. Коттон, который представляет штат Арканзас и открыто называет Китай «государством-изгоем», широко цитируется в американских новостных сообщениях, предлагающих ввести санкции против китайских чиновников, причастных к сокрытию первоначальной вспышки Covid-19. «Такие санкции могут быть разработаны для того, чтобы вернуть в Соединенные Штаты производство, от которого Китай так сильно зависел в своем экономическом росте за последние 40 лет», - заявил Коттон американским СМИ.
Группа гражданского общества в Техасе подала колоссальный иск на 20 триллионов долларов против Китая, обвинив коммунистический режим в сокрытии, а также в «международном терроризме», якобы намеренно развязав пандемию, предназначенную, по их мнению, для использования против населения одной или нескольких предполагаемых вражеских по отношению к Китаю стран, таких как Соединенные Штаты».
Штат Миссури объявил о своем намерении подать в суд на Китай за нанесенный вирусом экономический ущерб, причиненный глобальной пандемией, которая была «ненужной и предотвратимой». Эрик Шмитт, генеральный прокурор штата Миссури, добивается решения Верховного суда о законности судебного иска против китайских властей, которые обманули общественность, скрыли важную информацию, арестовали разоблачителей, отрицали передачу вируса от человека к человеку перед лицом растущего числа доказательств, уничтожили важнейшие медицинские исследования, позволили миллионам людей подвергнуться воздействию вируса и даже заранее накопили средства индивидуальной защиты. «До пандемии в Миссури был один из самых низких уровней безработицы за последнее десятилетие, но по информации, уровень безработицы в Миссури сейчас самый высокий со времен Великой депрессии», - говорится в предлагаемом иске.
С более чем 80 000 смертельных случаев и 26 миллионами рабочих, вынужденных выживать в условиях вызванной вирусом временной безработицы, США в настоящее время являются эпицентром растущего глобального антикитайского движения, стимулируемого отсутствием прозрачности, связанной с Covid-19, и нежеланием брать Китаем на себя ответственность за происхождение пандемии.
Эксперты-юристы и аналитики высказывают сомнения в том, что такие судебные иски могут выиграть начинающиеся тяжбы с Китаем, учитывая глубину экономической взаимозависимости двух сторон и тот факт, что Китай может и, скорее всего, будет ссылаться на так называемый суверенный иммунитет против любых судебных исков, поданных в американские суды. Хотя законность таких исков сомнительна, эти претензии дают новый политический импульс для размежевания с Китаем, в том числе с помощью возможного законодательства, которое сделало бы незаконным во имя национальной безопасности ведение бизнеса с Китаем, особенно среди фирм, которые берут у американского правительства финансовые средства на цели спасения от вирусов.
Это вопрос, который уже разжигает предвыборную кампанию президента США, причем как действующего Дональда Трампа, так и его соперника от Демократической партии Джо Байдена, которые стремятся набрать националистические, антикитайские очки друг против друга, в том числе с помощью зажигательных рекламных кампаний, которые изображают Китай в «дьявольском свете». Дело против Китая строится на заявлениях о том, что его первоначальная реакция на вспышку была недостаточно прозрачной и подавляла важную информацию о пандемии в корне. Эти утверждения породили растущую спекуляцию в средствах массовой информации о том, что вирус случайно просочился из китайской лаборатории, а не появился на рынке города Ухань, где продавались зараженные Covid-19 летучие мыши для потребления в еду.
Недавнее разоблачение китайской Caixin Global показало потенциальное сокрытие Пекином важнейших доказательств на ранних стадиях кризиса. В статье Washington Post была поднята возможность случайной утечки либо из Уханьского Центра по контролю и профилактике заболеваний, либо из Уханьского института вирусологии (WIV) из-за плохих стандартов безопасности. Систематические отрицания Пекином фактов, изложенных в репортажах и исследованиях о происхождении вируса подпитывало националистические подозрения и антагонизм, особенно в США, одновременно усиливая шквал теорий заговора, включая некоторые распространяемые в социальных сетях слухи, которые утверждали без доказательств, что Китай намеренно развязал новую чуму.
Западные правительства требуют ответов. Но Пекин сопротивляется любому многонациональному независимому расследованию, результаты которого могут привести к еще большим призывам к Китаю выплатить то, что некоторые сейчас называют «пандемическими репарациями». Так, правительство австралийского премьер-министра Скотта Моррисона возглавило международные усилия, направленные на то, чтобы добиться более широкого раскрытия Пекином информации о том, как вирус впервые появился и распространился в Китае. Предполагается обнародовать эту информацию на Всемирной ассамблее здравоохранения, которая состоится в следующем месяце, и которая является директивным органом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). «Для общественного здравоохранения во всем мире важно, чтобы существовала прозрачность в том, как вы получаете доступ к этой информации на ранней стадии», - сказал Моррисон, в то же время признав, что Китай принял решительные и своевременные меры для сдерживания вспышки Covid-19.
Министр иностранных дел Австралии Марис Пейн несколько менее дипломатично настаивала на беспристрастном, тщательном и всеобъемлющем расследовании причин кризиса в области здравоохранения. «Необходима прозрачность действий не только от Китая, но и от всех ключевых стран по всему миру, которые будут участвовать в любом обзоре, который состоится», - сказала она программе новостей ABC Insiders news.
Министерство иностранных дел Китая, однако, набросилось на австралийских чиновников, обвинив их в том, что они «неуважительно относятся к огромным усилиям и жертвам китайского народа». «Замечания министра иностранных дел Австралии Пейн не основаны на фактах. Китай серьезно обеспокоен этим и решительно выступает против этого», - заявил официальный представитель МИД Китая Гэн Шуан, категорически отказавшись от призывов к независимому расследованию, - «С тех пор как началась вспышка болезни, Китай всегда действовал открыто, прозрачно и ответственно и принял ряд решительных и своевременных мер», - заявил он, утверждая, что любое сомнение в прозрачности действий Китая несовместимо с фактами.
В статье, опубликованной в государственной газете Global Times, китайский писатель Ван Вэньвэнь недавно обвинил Австралию в том, что она является «мелким последователем» Вашингтона, присоединившись к американской политике борьбы с вирусами». «Австралийские политики прорабатывают развод с Китаем в контексте политических целей США», - предупреждает автор, отражая все более упрямую позицию Пекина относительно истоков кризиса в здравоохранении.
Однако стремление Австралии провести международное расследование этой пандемии не получило широкой поддержки среди всех пораженных вирусом европейских держав, что, возможно, является отражением китайской дипломатии «лицевых масок» по отношению к европейскому региону. После всех этих заявлений австралийский лидер Моррисон встретился в середине апреля с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Один из чиновников МИД Франции сказал агентству Reuters, что Макрон «согласен с тем, что на старте были некоторые проблемы, но что срочность заключается в сплочении, что сейчас не время говорить об этом, подтверждая необходимость прозрачности для всех игроков, а не только для ВОЗ».
По словам пресс-секретаря канцлера Германии Ангелы Меркель, она сказала своему австралийскому коллеге, что коронавирус впервые появился в Китае. Но, Китай также много сам пострадал от вируса и много сделал для борьбы с его распространением. Правда, некоторые высокопоставленные представители Соединенного Королевства были менее щедры, а британский аналитический центр Общества Генри Джексона недавно предложил западным державам G7 подать иск против Китая на сумму 3,2 триллиона фунтов стерлингов (4 триллиона долларов) за убытки, связанные с пандемией. Он обвинил Пекин в «неспособности адекватно представить информацию ВОЗ», что якобы нарушило статьи шесть и семь международных медико-санитарных правил (ММСП), договор, который Китай подписал и юридически обязан соблюдать.
Ричард Джавад Хейдариан для Asia Times Financial