Найти в Дзене
Как помочь ребенку

Как облегчить учебу ребенку. Нестандартные лайфхаки от нейропсихолога

Оглавление

Каждый родитель школьника сталкивается с тем, как трудно замотивировать ребенка учиться. В этой статье предоставлено несколько нестандартных способов, как облегчить включение ребенка в учебный процесс.

1. SCRUM - система

Попробуйте разные системы планирования, чтобы ребенку было проще ориентироваться в своих задачах. Школьнику очень сложно грамотно распределять свои задачи и время на них. Поэтому использование наглядных инструментов позволяет объяснить ребенку, как надо подходить к планированию своего времени, а родителю - снять с себя часть нагрузки. SCRUM - система позволяет доступно показать все текущие задачи и задачи на ближайшее будущее, так что они всегда будут заметны ребенку. Наиболее типичный вид такой системы - это несколько колонок:

  • "На очереди" - в целом список задач и дел, которые надо сделать в обозримом будущем или хотелось бы сделать;
  • "Надо сделать"- дела, которые необходимо сделать в течение дня или занятия;
  • "Что делается" - что находится в процессе выполнения;
  • "Сделано" - ребенок перемещает сюда дела, которые считает, что сделал;
  • "Проверено"- сюда дела попадают после проверки взрослого. Если проверка прошла неудачно - дела возвращаются в колонку "Что делается"
SCRUM-система изначально была придумана как система управления проектами в бизнес-процессах. Но ее успешно можно применять и для организации работы вашего школьника!
SCRUM-система изначально была придумана как система управления проектами в бизнес-процессах. Но ее успешно можно применять и для организации работы вашего школьника!

Количество и название колонок может варьироваться, а использование ярких стикеров делает задачу планирования еще интереснее, что привлекает внимание ребенка.

2. "Шарф Гарри Поттера"

Приём состоит в следующем: нужно выбрать какую-то вещь, которую ребенок будет надевать только во время выполнения уроков. Например, это может быть специальный шарф или шапка, кофта, аксессуар. Можно придумать ей какое-то необычное или волшебное название. Суть в том, что такая вещь, пока ребенок в ней сидит, дополнительно напоминает ему о том, чем он занят. Это уменьшает отвлечение на посторонние дела.

3. Мармеладные мишки

Прием подходит для того, чтобы разделить какую-то большую и трудную задачу на более мелкие. Например, если у ребенка вызывает сопротивление чтение большого объема текста, можно в конце каждого абзаца положить мармеладку. Дочитал абзац - скушал мармеладку :)

-3

4. Достигаторы

Достигаторы - это система мотивации ребенка на выполнение каких-то скучных рутинных заданий, которые ему совсем не хочется делать. Суть в том, что каждый раз, когда ребенок справляется с задачей, он закрашивает очередной предмет на своей памятке. Например, почистил зубы - закрасил планету, как на изображении ниже. Когда оказываются закрашенными все планеты - ребенок получает приз, о котором вы с ним заранее договорились.

Достигаторы позволяют повысить мотивацию ребенка к выполнению скучных и неинтересных задач.
Достигаторы позволяют повысить мотивацию ребенка к выполнению скучных и неинтересных задач.

В использовании достигаторов есть важные моменты:

  • Нужно ставить конкретные задачи. "Сделать уроки" - это не конкретная задача, т.к. там есть еще много составляющих. А, например, "уложиться при выполнении задачи в 40 минут" - это уже конкретная задача.
  • Не надо использовать достигатор там, где ребенок и так справляется. Применяйте этот метод только в тех случаях, когда ребенку не хватает мотивации;
  • Приз должен быть желанным для ребенка. Не навязывайте то, что хочется вам;
  • Достигатор должен быть на видном месте, постоянно напоминая ребенку о том, о чем вы с ним договорились;
  • Стоит отказаться от достигатора, если задача, для которой вы его использовали, уже вошла в привычку.

Достигаторы очень удобно применять в случае приучения ребенка к каким-то рутинным задачам и ритуалам. Например, чистить зубы, убираться в комнате и т.д.

5. Рабочее место

Это не необычный лайфхак, но им слишком часто пренебрегают. Стоит помнить, что для организации процесса учебы ребенку необходимо устроенное рабочее место - а именно, стол.

Отсутствие лишних предметов на рабочем месте школьника - одно из важнейших условий успешной учебы.
Отсутствие лишних предметов на рабочем месте школьника - одно из важнейших условий успешной учебы.

На столе не должно быть никаких лишних предметов, игрушек и пр. Даже если у ребенка нет своего личного рабочего места, эту роль может выполнять кухонный стол, но который на время выполнения уроков "превращается" в рабочий. То есть там должны остаться только необходимые для учебы предметы.

6. Разминки

В процессе интеллектуальной работы очень важно уметь отдыхать и переключаться. Особенно это касается детей, которые быстро устают, начинают терять внимание, отвлекаться, ерзать на стуле.

Устраивайте ребенку небольшие разминки как перед началом выполнения уроков, так и во время. Это могут быть физкульт-минутки, пальчиковая гимнастика, упражнения с массажными мячиками. Можно включать во время перерывов развивающие настольные игры (на внимание, память, мышление). Дополнительно они также позволять увеличить мотивацию ребенка и улучшить отношение к учебе. В среднем такой перерыв должен занимать не более 5-10 минут.

Важно: в перерыв лучше не включать компьютерные или другие игры (ролевые, в которые ребенок обычно играет в свое свободное время), которые могут затянуть ребенка. В таком случае вам будет сложно вернуть его в учебный процесс.

7. Таймер

Научите ребенка работать по таймеру. Предложите еще до начала выполнения задания предположить, сколько времени он на него потратит и просто засеките время. После сверьте ожидания вашего школьника с реально затраченным сроком. Сначала ребенок будет ошибаться, но постепенно станет более точным в прогнозах. Дополнительно таймер перед глазами напоминает ему о том, чем он занят, и уменьшает отвлечение на посторонние дела. Для некоторых детей таймер еще имеет соревновательный момент, что повышает мотивацию успеть всё сделать вовремя.

Пробуйте разные подходы к вовлечению ребенка в учебу!

Статья подготовлена совместно специалистами нейропсихологического центра ORMAS (сайт www.ormas.pro; Instagram-канал: https://www.instagram.com/ormas.center/), проекта Neuroschool (YouTube-канал: https://www.youtube.com/neuroschool ; Instagram-канал: https://www.instagram.com/ask.neuroschool/) и "Как помочь ребенку" (www.kakpomochrebenku.ru).

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше полезных статей о развитии ребенка!