Найти в Дзене
Валерий Грачиков

«Прекрасные советские времена». Опоздал на 20 минут – давай, до свидания

В последние годы у нас очень много товарищей тоскуют о временах товарища Сталина, забывая о том, что если бы они оказались в тех временах, то, скорее всего, не сидели бы в этих наших Интернетиках, обсуждая, какой при Иосифе Виссарионовиче был порядок, а вкалывали бы на заводе или фабрике. Ну или в колхозе коровам хвосты крутили.

А значит, должны бы были соблюдать строгий социалистический порядок. Например, требования постановления «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины …» от 28 декабря 1938 года и разъяснения СНК СССР к этому постановлению от 9 января 1939 года.

Да, это то самое знаменитое постановление, по которому стали увольнять с работы за опоздание в 20 минут.

Люди с хорошими лицами как обычно на такое любят у нас говорить – что мол, да ладно вам. Все вы врете, на самом деле никто никого не увольнял, а вот дисциплина наладилась и вообще порядка больше стало. Точно, стало! А вот насчет никого не увольняли… Увольняли, да еще как. Самым натуральным образом, причем в массовом порядке.

Напомню, что согласно Разъяснениям СНК СССР:

«…2. Рабочие и служащие, которые без уважительных причин явились на работу с опозданием более, чем на 20 минут, к работе не допускаются, считаются прогульщиками и подлежат немедленному увольнению…»
-2

Как это получалось на практике? А вот так.

25 января 1939 года заведующий отделом промышленности газеты «Родниковский рабочий» Г.Д. Колосов написал письмо Молотову, в котором описывал картину, сложившуюся в городе, жители которого в основном работали на большом 12-тысячном комбинате «Большевик». В письме он просит о том, чтобы СНК сделал другое разъяснение к постановлению «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины…» или сделал исключения для ряда предприятий, в том числе комбината «Большевик» и объяснял, что часто выполнить требования разъяснения просто невозможно по чисто житейским причинам.

Вот несколько примеров из этого письма:

«…. 1 января ткачиха, мать Римы Лапшиной, прогуляла день — ее рассчитали, не посмотрев, что мать ее орденоноска…»
«…Опоздала другая ткачиха, стахановка Шарапова, на 40 минут — ее также уволили…»
«…Эта же участь постигла работницу приготовительного отдела Сапрыгину, которая 8 января опоздала на 30 минут… Также рассчитали браковщика товара ткацкой фабрики за опоздание на 40 минут Большакова, который отработал на производстве 24 года и не имел ни одного замечания…»
«… На днях проспали на работу муж с женой, жена в положении. Встали с постели они ровно в 3 часа. Муж побежал на фабрику и опоздал только на 15 минут. До работы его допустили. Жена его опоздала на 25 минут и, как факт, была уволена…»

Что делали рабочие? Да в том же письме честно рассказывается:

«… Наш заместитель редактора Кучин рассказывает, как ему один честный работник говорил: «Если я просплю — беру нож, режу палец и иду в больницу».Кучин утверждает (в нашем кругу), что выход из положения правильный, и добавляет, что «к лету, пожалуй, останемся без кадров….».

И главное, что нельзя сказать, чтобы заводское начальство просто тупо увольняло опоздавших. Все прекрасно понимали, что так можно доувольняться до того, что вообще никого не останется. Но вернемся опять к тому же письму:

«… Увольнение за опоздание стало систематическим явлением. За две декады января их насчитывается на комбинате около сотни. Большинство этих опозданий падает на утреннюю смену. Дирекция комбината ставила вопрос перед третьим Ивановским главком, хотя бы об изменении порядка работы смен — сделать полуторачасовой перерыв не вечером (как сейчас), а утром, и начинать работу не в 3 часа, а в 5 час[ов] 30 мин[ут], но Главк отказал…»

Тут надо отметить, что всех этих смартфонов и прочих банальных для нашего времени вещей не было. Вплоть до будильников. Да, самых обычных будильников. Вот еще одна цитата из того же письма:

«…Подобные настроения сейчас имеются в каждой рабочей семье. Одни предлагают транслировать фабричный гудок; другие требуют будильников. Короче говоря — ночи у всех стали неспокойные, и у всех из разговоров чувствуется недовольство не законом о борьбе с прогульщиками, а неверным разъяснением этого закона, которое приводит рабочих к нервозности, отчего получается еще больше прогулов…»

И заканчивается все вот так:

" ….Прошу СНК СССР, лично тов. Молотова, а если не затруднит — и любимого всеми тов. Сталина разобрать мое откровенное письмо, в котором прошу второго разъяснения. Если же и не будет постановления об изменении и уточнении или хотя бы исключения для нашего комбината, то и тогда очень прошу дать мне разъяснение, что, может, я и не прав. До этого времени я не могу оставаться спокойным и работать честно…."

Что характерно, Молотов лично ответил журналисту «Родниковского рабочего». Сам. Извинившись за то, что отвечает с опозданием, он сослался на передовицу «Правды» от 19 февраля 1939 года и сообщил, что за ретивость местных товарищей должны отвечать местные же товарищи. Которым стоило бы подумать головой, чтобы сделать так, чтобы люди не опаздывали в массовом порядке. Ага, тому самому Главку, который просили пойти навстречу, а он не пошел. То есть, давайте, там местные товарищи, думайте, как сделать хорошо на местах.

-3

Но при этом ссылка на передовицу «Правды» от 19 февраля 1939 года наглядно объясняет, что СНК поблажек не даст, и план потребует выполнить полностью, и за опоздания – увольнять.

Но интересно для нашего времени то, что Молотов, в отличие от нынешних чиновников, при всей своей занятости, САМ нашел время для ответа на письмо обычного журналиста из глубинки. Вот этого сейчас нет. Просто спустят письмо куда-нибудь вниз по инстанции, мелкому письмоводителю.

Письмо это и ответ Молотова можно прочитать в книге «Письма во власть. 1928 – 1939 годы» и найти в архивах: ГА РФ.Ф.Р-5446. Оп.82. д.112. л.183-185.

-4

Кстати, в дальнейшем, этим «правилом 20 минут» стали пользоваться специально, чтобы уволиться. Дело в том, что уволиться по собственному желанию, чтобы уйти на другую работу, было сложно до невозможности. Вот и опаздывали специально.

Причем этот способ решить свои проблемы примет такие масштабы, что об этом даже заявлял на пленуме ВЦСПС Шверник.

Вот такая веселая была жизнь на заводах и фабриках в 1939 году.

Вы точно ещё скучаете по тем временам, когда «был порядок и цены снижали»?

Ведь на самом деле всегда хорошо там, где нас нет. И многие вещи, обыкновенные для той эпохи, в наше плюшевое время приводят в откровенную оторопь. Попробуйте встать к 3 часам на работу без будильника! А опоздаете на 20 минут – вас уволят.

Хорошего настроения!

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

СССР
2461 интересуется