В начале 60-х годов прошлого века в научном сообществе активно велись споры о том, что в большей степени влияет на поведение человека, приобретенные или врожденные качества? Эта дискуссия и в наше время безусловна все еще актуальна и вряд ли в ней вообще будет поставлена окончательная точка.
Чтобы доказать, что поведение человека обусловлено внешней средой, а не унаследованными генетическими факторами в 1961 году американский психолог
Альберт Бандура, известный своими работами по теории социального научения, провел эксперимент с куклой Бобо.
В эксперименте приняли участие 72 ребенка: 36 мальчиков и 36 девочек. Средний возраст детей – 4 года. В роли моделей, за которыми наблюдали дети, выступали один мужчина и одна женщина.
Перед началом эксперимента за детьми проводилось наблюдение в детском саду. В результате чего на каждого ребенка составлены индивидуальные показатели поведения. Это делалось для того, чтобы в последующем можно было сравнить данные показатели с результатами эксперимента.
В ходе эксперимента детей разделили на 3 группы, 2 исследовательские и 1 контрольная, после чего начали по отдельности приводить в экспериментальную комнату. В углу комнаты ребёнка усаживали играть в игрушки или рисовать. Взрослого провожали в противоположный угол комнаты. Там находились игрушечный молоток, большая надувная кукла «Бобо» и конструктор.
В первой исследовательской группе взрослый должен был демонстрировать неагрессивное поведение, т.е. спокойно играть в конструктор, а во второй группе происходила демонстрация агрессивного поведения. Взрослый играл в конструктор только в течение первой минуты, но затем начинал проявлять агрессию по отношению к кукле. При этом агрессия носила нестандартный характер, взрослый не просто бил куклу, но и садился на неё верхом, бил молотком по голове, пинал, подбрасывал.
Типовые действия повторялись неоднократно и сопровождались комментариями: «Врежем ему по носу» и т.д.
Детям из контрольной группы не демонстрировались никакие модели поведения, они играли в игрушки самостоятельно.
Результаты эксперимента позволили подтвердить следующие гипотезы:
1) Дети, которые наблюдали за агрессивным поведением взрослого по отношению к надувной кукле «Бобо», продемонстрировали значительно больше самостоятельных агрессивных поведенческих реакций по сравнению с группой детей, которые наблюдали неагрессивное поведение и контрольной группой, не наблюдавшей никаких моделей.
2) Мальчики, наблюдавшие за неагрессивным поведением, продемонстрировали значительно меньше агрессивных реакций, чем мальчики из контрольной группы.
3) Дети больше имитировали поведение взрослого своего пола, чем противоположного.
4) Мальчики чаще девочек проявляли физическую агрессию.