Найти в Дзене
PRO психологию

Не люблю играть с ребенком. Нормально ли это?

Оглавление

Посмотришь на некоторых мам и диву даешься. Такое впечатление, что они все - прирожденные педагоги. Что только не устраивают со своими детьми: и в прятки, и в 12 записок, и опыты делают, и поделки, и даже стихи с песнями учат!

Я не знаю, у кого как, но мне всегда кажется, что эти мамы сами в детстве не наигрались. Как еще объяснить их желание работать аниматорами практически без выходных? И самое главное: как быть мамам, которые не любят заниматься с детьми? Делать это через силу, чувствовать себя виноватой или перестать об этом думать? Разберемся ниже.

Картинка с просторов интернета
Картинка с просторов интернета

Нормально ли?

Сразу определимся, что речь идет не о школьниках с их обязательными домашними занятиями, а о детках до 7 лет, домашних заданий о которых официально не требуют.

Если мы рожаем детей не для галочки и не для государства, то должны их развивать, обучать и воспитывать. Только многие из нас эту фразу воспринимают слишком буквально. Целенаправленно воспитывать 24 часа в сутки - это перебор, так как дети впитывают наши ценности,улавливают образцы поведения даже тогда, когда мы этого не замечаем. Например, мы сидим с подружками на кухне, а девочка потом в саду те же действия воспроизведет в игре.

Поэтому мы можем и не заниматься с детьми совсем, но они от нас все равно будут учиться. Другой вопрос: чему именно.

Многие мамы считают своей прямой обязанностью заниматься, играть с малышом. Даже если устала и не интересно. Но эта позиция ущербная. Пользу приносят лишь те игры, которые проходят с удовольствием для всех участников процесса. Если хотя бы один из них делает это из-под палки, то достичь желаемого эффекта от игры не получится.

Если маме нравится, если она сама готова поиграть, то это хорошо и нужно. Любая игра с малышом должна быть в удовольствие. Но есть важное замечание. Если мама готова пренебречь своими желаниями и головой окунуться в обучение ребенка, то как это влияет на нее? Помните, что гиперопека вырастает как раз-таки из этих, пока безобидных развлекалок ребенка. Если мама привыкла, что она всегда на подхвате, то как ребенок научится развлекать себя сам? Правильно, никак. Что она будет делать, когда его придется отпускать? Это время быстро придет, поверьте. Чем она будет заниматься, когда все эти поделки и игры в дочки-матери ее ребенку станут не интересны? А как он научится слушать себя и свои желания, а потом и желания других? Мама же не подает пример адекватного отказа в пользу себя.

Если мама устала, если ей в данный момент хочется полежать и посмотреть телевизор, а малыш требует, то сказать ему: "Нет, давай попозже, я сейчас не хочу" - тоже нормально. Даже если ребенок расстроится. В конце концов, мы должны ребенка научить не только пазлы собирать или ножницами вырезать, но и адекватно воспринимать отказ другого. И самое главное: мы должны показать ему, что говорить "Нет" - это нормально. Получается, что даже своим отказом мы ребенка учим, но не конкретным действиям, а полезным социальным навыкам.

Почему нам не хочется играть?

Давайте разберемся, почему ребенку интересна игра. Между прочим, она считается ведущей, то есть основной, деятельностью дошкольников.

Итак. Дети нам подражают. Им нравится то, чем занимаются взрослые, и они стремятся повторить все эти взрослые действия. Но делать это по-настоящему они пока не могут. Мальчишке нравится, как водитель управляет автобусом, девочке - как мама готовит обед. Естественно, им хочется повторить то, что так виртуозно проделывает взрослый. Но как? Конечно, через игру!

Нам же не нравится играть с ребенком, так как для нас все эти действия не новы. Мы каждый день готовим, работаем, управляем автомобилем и т.п. Для нас эти привычные действия обычны и неинтересны. Потому нам не хочется воспроизводить их специально и понарошку в игре.

Но почему мы не хотим делать поделки с нашими детками? По той же причине. Мы выросли. Для ребенка его аппликация - шедевр, лучше которого в мире ничего быть не может.

Во-первых, это пока что единственное творение, ему доступное (в отличие от мамы, которая каждый день готовит, например).

Во-вторых, у детей нет такого социального опыта. Взрослый человек не будет вырезать цветочек из цветной бумаги и клеить его на картон, потому что для взрослого это - мусор и пустое времяпровождение. Зачем? Можно купить картину, украшение, да все, что угодно. Какой толк от поделки? Взрослые знают, что такое деньги и цена, а дети пока нет.

Как найти правильное решение?

Безусловно, заниматься с ребенком нужно. С этим фактом никто не спорит. Но все должно быть в меру.

Важное правило любых совместных занятий - обоюдное желание. И речь сейчас не только о детях и родителях. Этот навык и во взрослой жизни полезен.

Винить себя в том, что лень поднять пятую точку с дивана для очередной игры в поезд, не нужно. Это нормальное НЕжелание. Особенно, если приземлились на диван вы 10 минут назад и устали. Особенно, если эмоционально истощены.

Есть одна суперполезная вещь, которой каждый родитель может учить своего ребенка: умение договариваться и уважать себя.

Это умение просто так не приходит. Ребенок должен увидеть, что оно есть у вас. Только тогда он сможет применить его на практике. Если не хочется, признайтесь ребенку, честно скажите, почему так. Предложите альтернативу. Например, поиграть чуть позже или когда он на столе приберется или когда вы полчаса в тишине полежите. Но в этом случае, конечно, обещание выполнить надо, так как это тоже пример для подражания.

Вот увидите, малыш очень быстро усвоит тот факт, что у окружающих его людей тоже могут быть свои хотелки и их нужно уважать. Поэтому, отказывая ребенку (в адекватных количествах, ведь показывать, что ради других мы готовы и пошевелиться иногда, тоже нужно), мы его учим полезным социальным навыкам.

Статья о том, почему подростки не хотят учится, тут.

А здесь про домашние задания в детском саду.

Наконец, тут про то, нужно учить ребенка давать сдачу.

Подписывайтесь. Здесь психология и не только