Найти в Дзене
Вита Черёмухина

Театры, которых нет

Путешествие по призрачному Петербургу

В Петербурге много театров - старинных и юных, запрятанных среди новостроек и украшающих исторический центр, оборудованных по последнему слову театральной техники и расположившихся в зданиях, изначально для представлений не предназначавшихся... Помимо театров живых на улицах нашего города можно встретить театры-призраки, ныне существующие лишь в архивных записях, да в головах у немногих знатоков-краеведов.

Головкинский дом  - первый императорский театр России, фрагмент гравюры Я. Васильева
Головкинский дом - первый императорский театр России, фрагмент гравюры Я. Васильева

Между 3-ей и 4-ой линиями Васильевского острова стоит жёлтое здание Академии Художеств, прекрасный образчик классицисткой архитектуры и действующее учебное заведение. Студенты, оттачивающие в аудиториях карандаши и мастерство, в большинстве своём даже не догадываются, что на этом самом месте находился раньше деревянный "головкинский" дом, первый русский профессиональный театр. В сыром плохо отапливаемом помещении звучали выспренные монологи трагедий Сумарокова, мужчины играли женские роли, актёры принимали картинные позы перед полупустым залом... А что, если порывистый невский ветер до сих пор доносит до нас отзвуки тех речей?

Мойка. Гравюра начала XIX века
Мойка. Гравюра начала XIX века

250 лет назад исчез с карты города «главный конкурент» “головкинского” дома - Придворный театр. А ведь когда-то на набережную Мойки и в Кирпичный переулок съезжались золочёные кареты, и зрители в тяжёлых расшитых робах и напудренных париках спешили взглянуть на новое представление французской или итальянской труппы, и сидели на обитых дорогими тканями стульях, и боялись аплодировать раньше, чем раздастся одобрительный смех императрицы – «развесёлой Елисавет». Теперь уже ничто не напоминает об этом, и Кирпичный переулок застроен жилыми домами, не имеющими никакого отношения к театру.

Малый (деревянный) общедоступный театр, старинная гравюра
Малый (деревянный) общедоступный театр, старинная гравюра

Вечный огонь и братская могила жертвам революционного движения в наши дни вызывают интерес лишь у туристов. Остальных Марсово поле притягивает, как зелёный островок посреди пыльного Петербурга: собаководы выгуливают здесь своих питомцев, люди старшего поколения ходят по дорожкам и сидят на скамейках, а молодёжь зачастую располагается прямо на газонах. И рыжему пёсику с фиолетовым языком нет никакого дела до того, что там, где он привык справлять свои естественные надобности - был партер, и гремели рукоплескания, и восхищённая публика выкрикивала имена своих любимцев. В годы правления Екатерины II здесь располагался Малый театр, в репертуаре которого классические пьесы соседствовали с любимыми зрителями сентиментальными драмами. Театр был общедоступный, однако посещаемый и вельможными зрителями, ничто не предвещало конца... Но в 1796 году прекрасно оборудованное и роскошно отделанное театральное здание, по приказу императора Павла, за одну ночь было разобрано солдатами.

Каменный театр на Карусельной (нынешней Театральной) площади
Каменный театр на Карусельной (нынешней Театральной) площади

А на Театральной площади разыгрывались когда-то не только музыкальные, но и драматические спектакли. На месте нынешней Консерватории высился Большой, или Каменный театр. Он много раз перестраивался, но настоящей гордостью петербуржцев было здание, созданное в 1805 году Тома де Томоном. Самый большой театр России и всей Европы, он напоминал величественный храм, был украшен многочисленными скульптурными изображениями античных богов. Но творению де Томона было суждено простоять всего лишь шесть лет – в 1811 году театр сгорел до тла.

...Вот и завершилась наша прогулка, а список театров, дематериализовавшихся в лабиринтах северной столицы, так и не исчерпан. Впрочем, не так уж необходимо обладать точными знаниями и полными перечнями. Иногда бывает достаточно прислушаться к городу и к себе.