Маленькие пернатые динозавры сбрасывали несъедобную пищу, как это делают некоторые современные птицы.
Представьте себя в раннем меловом периоде. Впереди, за краем древнего леса, вы увидите пернатую голову Ютараптора. Она большая - не менее двадцати футов в длину, и достаточно высокая, чтобы легко прижать подбородок к вашей голове. Она просто прогуливается, совершенно не подозревая о вас. Потом она останавливается. Странный, даже осознанный взгляд, концентрация проявляется в чертах динозавра, и одним движением, голова закрывает глаза и срыгивает коричнево-белую массу на землю. Это несъедобные части ее обедов за последние несколько дней.
Мы не знаем наверняка, срыгивал ли когда-нибудь Ютараптор, как современные совы. Никто не нашел в раннем меловом слое восточной части Юты болюс игуанодона и кусочки костей зауропода подходящего размера. Но мы знаем, что некоторые не птичьи динозавры, связанные со знаменитыми хищниками, срыгивали пищу, как это делают современные птицы. Доказательства, пишут палеонтолог Сяотин Чжэн и его коллеги, пришли из примерно 160-миллионной китайской толщи.
Пернатый динозавр Анкиорнис блистал на газетных заголовках в 2009 году за то, что он является чрезвычайно близким родственником самых ранних известных птиц. Тогда этот динозавр был первым, у кого была полная реставрация цвета его покровов на основе ископаемых свидетельств. Частично это связано с тем, что были найдены многочисленные окаменелости Анкиорниса. Как отмечают Чжэн и соавторы, в окаменелостях Анкиорниса было найдено, по крайней мере, шесть желудочных гранул.
Овальной формы гранулы документируют то, что съели Анкиорнисы. Палеонтологи часто могут разобраться в том, чем динозавр питался из зубов животного, но содержимое кишечника - особенно у множества животных - помогает изучить древнюю экологию. Анкиорнисы, похоже, увлекались мелкими ящерицами и рыбами. Или, возможно, именно это и удалось поймать этим особям.
Но гранулы также рассказывают палеонтологам что-то о внутренней анатомии и физиологии динозавров. Способность создавать непереваренные гранулы, как и современные птицы, была чертой, которая развивалась ближе к предкам птиц - среди пернатых, хищных динозавров.
Сохранившиеся гранулы также очень похожи на гранулы современных птиц, намекая на то, что кости и другая крошка, которую нельзя было переварить, не оставались в желудочно-кишечном тракте очень долго. Это могло быть учтено в эволюции полета, предлагает Чжэн и коллеги. Полет требует много энергии, которая требует много пищи, и поэтому изрыгание несъедобного материала, чтобы освободить место для более энергетически богатых закусок, возможно, было важно для летающих динозавров. Для дальнейшего тестирования этих идей необходимо больше желудочных гранул от динозавров, но тот факт, что динозавры создавали эти непереваренные остатки пищи, гранулы еще в юрском периоде, поражает. Представьте себе, что вы получили одну из них на уроке естественных наук, собирая мезозойский эквивалент гранул от совы, которые вы, возможно, собирали в начальной школе.
Саблезубый Протомаммал (горгонопс) был своеобразным древним целителем.
Травма на древней кости намекает на то, что саблезубый плотоядный жил очень долго для своего времени.
Часто в нашем воображении, например, в фильмах, плотоядные динозавры появляются большими - большими, чем они действительно были в жизни, - и сражаются они настолько яростно, что кажутся первоклассными, идеальными экземплярами или внезапно умирают в пасти другого хищника. Редко мы видим у них шрамы и раны, которые они, должно быть, со временем приобрели - у аллозауруса Джиммадзени по прозвищу "Большой Аль", по крайней мере, 19 патологий, от того, что, должно быть, у него была очень тяжелая жизнь, как и у саблезубых горгонопсов. Горгонопсы остаются культовой классикой внутри «окаменелого фэндома» за их свирепую внешность и, предположительно, порочные плотоядные привычки в еде. Небольшой лишний клык, кажется, сверкает злобной целью. Но эти животные не были безупречными убийцами. Они занимались травмами, инфекциями, болезнями, то есть ели больных и старых животных.
Само ископаемое, просто известное как NHCC LB396, найденное Кайлом Като, выглядит немного шишковато и неровно. Это кость левого нижнего плеча горгонопса, с выпуклостью кости сбоку. Патология определяется Като и соавторами как костное повреждение - или просто кость, которая была повреждена или изменена. Наиболее вероятной причиной, по мнению исследователей, было воспаление соединительной ткани вокруг кости - надкостницы, которое перекрывалось ростом кости. Иногда быть палеонтологом - это упражнение в древней ветеринарной медицине.
Что вызвало кровотечение и воспаление, которое привело к поражению, неясно. Определить причину повреждения не всегда просто, даже у живого пациента. Но кажется, что выпуклость кости образовалась в течение года. Это довольно быстро, и указывает на то, что у этого горгонопса - по крайней мере, - физиология кости была такой же реактивной и быстрой, как у динозавров и млекопитающих.