Найти тему

Круизные компании: банкротство неизбежно?

Здравствуйте, уважаемые читатели Яндекс.Дзен!

Рад снова приветствовать вас на канале "Инвестиции и здравый смысл".

Сегодня мы вместе с вами продолжим испытывать "здравый смысл" на прочность и посмотрим на представителей еще одной отрасли, которая гораздо сильнее других пострадала из-за ситуации с распространением в мире вируса COVID-19.

Речь у нас с вами пойдет о международных операторах круизных лайнеров.

Фотография заимствована у сервиса Shutterstock.com
Фотография заимствована у сервиса Shutterstock.com

Друзья!

Кто из нас хотя бы раз в жизни не мечтал о морском путешествии на огромном роскошном круизном лайнере, например, по просторам лазурного Карибского моря?

Ослепляюще яркое солнце, освежающий морской "бриз", бесконечные белые песчаные пляжи ...

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

Сложно себе представить такую картину, правда?

Особенно сейчас, на фоне происходящего вокруг: вынужденная самоизоляция, жесткие ограничения на передвижение, необходимость соблюдать социальную дистанцию ...

А кто-нибудь из вас когда-нибудь задумывался над покупкой акций крупнейших круизных компаний, скажем:

  • Royal Caribbean Cruises?
  • Или Norwegian Cruise Line?
  • А Carnival Corporation?

Думаю, что лишь немногие из вас.

Фотография заимствована у сервиса Shutterstock.com
Фотография заимствована у сервиса Shutterstock.com

Всплеск интереса трейдеров к "ценным бумагам" указанных выше компаний произошел в марте с.г., когда котировки акций снизились более чем на 70% на фоне ухудшения эпидимической обстановки в мире.

И действительно, представители отрасли в одночасье столкнулись с катастрофическим падением спроса на свои услуги.

А в СМИ активно тиражировались новости о том, как всё новые круизные лайнеры становились очагами распространения коронавируса.

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Так, например, биржевые котировки одного из лидеров сектора - Royal Caribbean Cruises опустились с 135,31 долл. США за 1 акцию по состоянию на 17 января с.г. до 19,25 долл. США по состоянию на 18 марта с.г.

Холодный расчет тех, кто все-таки рискнул и решил попытать свое счастье и подобрать "бумаги" на "дне", строится на простом предположении, что рано или поздно биржевые котировки смогут восстановиться до своих январских значений.

Это предполагало получение доходности по инвестициям в размере 800% (!). То есть, вложив в акции Royal Caribbean Cruises, скажем, 1000 долл. США, теоретически можно было бы заработать 8000 долл.!
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

На первый взгляд, неплохо, правда?

Но!

Несмотря на то, что акции Royal Caribbean Cruises смогли оттолкнуться ото "дна" и в настоящее время торгуются возле отметки 36 долл. США за 1 "ценную бумагу", в долгосрочной перспективе далеко не всё так однозначно и позитивно.

Еще в докризисные времена бизнес компаний - операторов круизных лайнеров не отличался высокой маржинальностью.

Рост капитальных расходов, включая увеличение затрат на регулярное техническое обслуживание лайнеров и топливо, а также долговой нагрузки, оказывают сдерживающее воздействие на показатели чистой прибыли и, как следствие, на привлекательность "ценных бумаг" в глазах долгосрочных инвесторов.

К этому можно добавить усиление конкурентной борьбы между игроками сектора за внимание и "кошелек" капризного клиента, который с каждым разом предъявляет всё больше требований к качеству сервиса.

  • Так как же тогда поступить в складывающейся ситуации?
Инвестировать, нельзя отказаться
или
Инвестировать нельзя, отказаться?
Статистические данные за 2019 год, мультипликаторы по состоянию на 24 апреля с.г.
Статистические данные за 2019 год, мультипликаторы по состоянию на 24 апреля с.г.
Низкие значения коэффициентов P/E и P/S в случае с международными круизными операторами не должны вводить в вас в заблуждение.
Ориентироваться при принятии решения о покупке акций исключительно на них в контексте той ситуации, в которой оказались крупнейшие игроки отрасли, точно не стоит.

Необходимо осознать: быстрого восстановления сектора не будет. Даже если завтра вдруг правительства большинства стран отменят карантин и снимут ограничения, люди не побегут за билетами, чтобы отправиться в круиз.

Это денежные траты не первой, не второй и даже не третьей для них необходимости.

Если, например, авиакомпании, которые тоже критически пострадали из-за введенных повсеместно карантинных мер, выполняли и продолжат после снятия ограничений выполнять важную транспортную функцию, без которой объективно сложно обойтись, то международные круизы - это "чистой воды" сфера развлечений.

Фотография заимствована у сервиса Shutterstock.com
Фотография заимствована у сервиса Shutterstock.com
Для того, чтобы выжить в период "обнуления" спроса на свои услуги, международные операторы круизных лайнеров могут пойти по двум пути:

  • Использовать свою финансовую подушку безопасности в виде накопленных денежных средств на своих корпоративных счетах,

либо

  • Увеличивать долговую нагрузку, открывая новые кредитные линии у банков.

Как мы видим из приведенной чуть выше таблицы, свободных денежных средств у Carnival Corporation, Royal Caribbean Cruises и Norwegian Cruise Line, с помощью которых они смогли бы пережить сложный для себя период, нет.

Коэффициент текущей ликвидности и мультипликатор ДДЭ / краткосрочные обязательства находятся на критически низком уровне.

Увеличение же долговой нагрузки также будет воспринято инвесторами и спекулянтами с сильным негативом.

С учетом вышеизложенного, возвращаясь к вопросу о том, стоит или не стоит покупать акции международных круизных операторов, то я считаю, что однозначно НЕТ.

Целесообразно отказаться от подобных крайне рискованных инвестиций, напоминающих скорее игру в "русскую рулетку".

На этом на сегодня всё!

Спасибо за ваше внимание.

Подписывайтесь на канал "Инвестиции и здравый смысл".

Ставьте "лайки", делитесь своим мнением в комментариях.

Всего вам доброго!

До новых встреч!

Пока!

P.S. ссылки на другие опубликованные на канале ранее статьи: