Предыстория, для тех кто не знает как ведется обучение военных летчиков.
Раньше курсанты учились летать на чехословацких "Дельфинах" L-29. Потом пересели на более новые L-39, которые и сейчас несут свой уже не малый срок службы в рядах авиаотрядов.
Но времена меняются. Во первых не стало Чехословакии. Да и самолеты устарели. А в заключение все-таки мы страна гордящаяся своей боевой авиацией. Поставили задачу между различными КБ, сделать учебный самолет. Особенно отличились в этом конкурсе МиГ и Як. Последний и был выбрал в качестве победителя. А зовется он Як-130.
Но сажать неопытного курсанта, пусть и третьего курса, сразу на реактивный самолет - честно говоря аттракцион так себе. Сразу понять как оно летит и "почувствовать воздух" не получится. Да и к тому же это дорого. И катать новобранца на первых порах обучения. И ремонтировать за ним самолеты. Да и на какую сумму реактивный самолет сжигает керосина за час вам тоже лучше не знать. И поняли, что может сначала посадим курсанта на что-нибудь попроще. А еще лучше поршневое с пропеллером, у которого летный час просто несоизмеримо дешевле. И посмотрели высокие чины с вершины своего положения на маленькие самолеты легкой авиации (ЛА).
Тут можно было сказать, что вот в СССР денег на оборонку не жалели, а сейчас не то время и страна бедствует. Но США пришла к такому же выводу уже давно, и там обучение военных пилотов начинается с легкого самолета с поршневым двигателем. Если скажите какой буду очень благодарен. Забыл.
И начали высокие чины выбирать самолет. С чего начинать обучение. Были и российские варианты. Вот тут позволю себе легкие вольности и расскажу, что думали чиновники. Ну вот не люблю я их.
Самолеты у нас есть. Но у многих беда с сертификатами. Тут бюрократия на первом месте. И многие серьезные фирмы занимающиеся ЛА сертифицируют свои аппараты сразу в Америке. Во первых дешевле. Во вторых проще. В третьих они имеют сразу сертификат действующий во всем мире. А с нашим не понятно, что делать. Правда для этого приходится переходить на дюймовый крепеж. Но что поделать. Неудобные обозначения компенсируются другими удобствами.
А разрабатывать новый самолет - как получить откаты? Туда не заложишь огромные суммы. Человек, которого не принято называть, все прознает и выложит у себя на ютубе.
И пришли к выводу, что можно "договориться" с известными производителями. А вернее сами производители очень хотели договориться и иметь такой крупный рынок сбыта.
И выбрали для первоначального обучения австрийский Diamond DA42
Честно - хороший самолет зарекомендовавший себя во всем мире. Но всегда есть но.
Во первых он НЕ НАШ.
Во вторых любит более деликатное обращение, чем ему могут дать второкурсники и плохо переносит грубые посадки.
Да, сделали гораздо дешевле и лучше чем было. Но предел ли это?
Теперь мое мнение, как сделать еще дешевле и еще лучше для всех. Ну кроме австрийской компании.
Во первых для самого первого обучения берем Российский СП-30.
Самолет очень тихоходный. И прощает многие ошибки начинающему. При отказе двигателя его можно посадить в поле. И от туда же взлететь. 20-ти часов обучения новичку хватит, чтобы освоиться с ним и вылететь самостоятельно. Ребята, выпускающие его, несмотря на все трудности, что-нибудь сделают от радости при таком большом заказе. И при этом не нужно миллиардов на разработку. Он уже серийно строится.
Из того как сделать еще лучше или все испортить - на нем установлен австрийский двигатель Rotax -912. Вообще это название в легкой авиации нарицательное. Примерно как у нас истребители МиГ и Су. Но вот только аналог этого двигателя давно сделан для наших военных беспилотников. Пустите его в серию под такой хороший проект на Рыбинском моторном заводе. Только вот пустите без госнадзора. А то все, за что берется контролировать государство, выходит дорогим и сырым.
Теперь беремся учить студентов дальше. Нужен хороший двухмоторник с лицензией. У нас их очень мало.
Из того что знаю. Самолет МАИ-411. Сейчас как раз проходит сертификацию. Да к тому же одно слово МАИ должно внушать страх и трепет. Данный самолет летал на МАКС-2019 и сейчас готовится к серийному производству и сертификации.
К тому же он опять же на Rotax-912. Это унифицирует его с СП-30. И опять же увеличивает рынок сбыта возможного российского аналога. Да и частные пилоты новый мотор давно ждут.
Вот такие мысли. Если статья наберет популярность, то может ее заметят сверху и мы получим новые цеха, новые рабочие места и новое развитие в легкой авиации.
Для этого нужно сделать кое-что непривычное для нашего человека. Напишите отзыв о статье или проголосуйте большим пальцем. Иначе Дзен просто перестанет ее предлагать к просмотру. А если очень хочется меня поругать то переходите на эту статью.
МС-21. Грандиозный распил или очередной гвоздь в крышку отечественной авиации?
Здесь моя желчь встретилась с такой же в ответ. Да и ругать гораздо проще чем хвалить. И любим мы ругать других. Вот напишите, что думаете об этой затее. А хорошее или плохое - а вот что на душе, то и напишите. Анонимный интернет все стерпит.
П.С. В комментариях к статье про МС-21 есть пасхалка к написанию данной темы. Заодно можете высказать уважение достойному на мой взгляд человеку, летчику-испытателю. Правда разговор не сразу задался. Но в споре рождается истина.
Уже после написания статьи нашел информацию (правда без ссылки на источник), что летчики раскритиковали Diamond за очень ограниченные режимы пилотирования и отказались его использовать для обучения. Курсанты как и раньше начнут практику только с 3го курса на оставшихся Альбатросах и новых 130. За время заключения контракта было построено 150 машин, которые должны уйти в гражданские летные школы (кто за это заплатит, не сообщается). Военным нужен пилотажник. Единственная надежда на як-152, который уже давно возят по выставкам но летная судьба для меня по прежнему неизвестна.