Найти в Дзене
МОЯ ПЛАНЕТА

НЕСЛУЧИВШИЕСЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Методом проб и ошибок человек пробивал себе путь к благоденствию. Живущий на лоне природы дикарь, поначалу и не sapiens даже, экспериментировал с подручными камушками, деревяшками, травками. Что-то выходило лучше, что-то не выходило вовсе. Что-то приживалось в нехитром бродячем быту, а что-то — нет. Что-то, как чопер или мотыга, останется на первобытной гражданке, что-то пойдет в ход на войне и охоте. Приладит к палке кремень — выйдет копье. Навяжет оленью жилу на тугую ветвь — выйдет лук на страх соседям и окрестной фауне.

Все поменялось за тысячи лет: где была стоянка охотника за мамонтом, появлялись грохочущие кузницы, на месте кузниц — просторные здания НИИ. Меняя набедренную повязку на кожаный фартук, а фартук — на клетчатую рубашку и очки с толстыми стеклами, человек продолжал эксперименты в области уничтожения себе подобных. И, как и много поколений назад, получалось далеко не все. О неслучившихся военных изобретениях — в материале «Моей Планеты».

Атомолет

-2
-3

1/3

С открытием атомной энергии мир захватила лихорадка. Помимо бомб и электростанций атомную энергию хотели использовать в автомобильной промышленности, судостроении и даже бытовой технике. Проекты эти, за исключением атомных ледоколов, успехом не увенчались — физикам так и не удалось разработать достаточно компактный и безопасный реактор. Другой проект рассматривался серьезнее — создание самолета с атомным двигателем.

Мысль о возможности создания атомолета стала появляться в американской прессе еще в начале 40-х. Тогда все силы физиков-ядерщиков занимало создание бомбы, и речи о том, чтобы тратить их на что-то, помимо оружия, идти не могло. Но война закончилась, и новым стратегическим противником США стал недавний союзник, СССР. Такая ситуация предполагала долгие авиаперелеты в случае конфликта, и создание атомолета вновь появилось в повестке дня. Самолет с атомным реактором в теории мог находиться в воздухе месяцами, и единственным ограничителем времени полета становилась выносливость экипажа.

К 1955 году США удалось создать машину под названием Crusader («Крестоносец»). C 1957 по 1959 год машина совершила 47 полетов. Crusader сопровождали самолет, измерявший уровень радиации, исходившей от атомолета, и транспортный самолет с бойцами морской пехоты, готовыми в случае падения оцепить останки пробной модели.

К 1960 году атомолет, пусть и другая модель, не Crusader, мог быть завершен в недалеком будущем. Но администрация президента Кеннеди, пришедшая к власти, решила свернуть проект из-за огромных затрат и, как казалось президенту, бесперспективности проекта.

Еще в самом начале американских разработок о проекте стало известно в Советском Союзе. Поставив перед собой задачу догнать и перегнать Америку и в этом отношении, советское руководство поручило разработать самолет двум КБ — Туполева и Мясищева. Испытания в Семипалатинске не давали нужного результата. Борьба за финансирование шла с молодой космической отраслью, и к 1960 году представителям последней удалось убедить Хрущева, что авиация вскоре сойдет на нет и вовсе исчезнет. В том же году умирает академик Курчатов, идейный вдохновитель проекта. Разработку атомолета сворачивает. Проект так и останется нереализованным.

Подводная лодка Никонова

-4
-5

1/2

В 1718 году на имя Петра I поступило прошение. Некто плотник Ефим Никонов из деревни Покровское-Рубцово, что под Москвой, писал, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец». Челобитная осталась без ответа. Через три года настойчивый мастер направляет государю еще одно письмо. Плотник снова диктует писцу: он может построить подводное судно. После ропщет на притеснения со стороны чиновников. Неясно, что именно заставило Петра обратить внимание на второе обращение — жалобы или сам проект, но в начале 1720 года Никонов с его подлодкой переходит в ведение Адмиралтейств-коллегии. Подмосковного умельца велено было снабдить всеми необходимыми материалами по требованию и предоставить рабочих. Никонов отправился в Петербург, где в течение 13 месяцев строил модель будущей субмарины.

Испытания состоялись в марте 1721 года. Читать полностью