Найти тему
Изнанка

Как выжить в российской армии: рассказ артиллериста

Оглавление

Когда меня отчислили из ВУЗа, вопрос армии встал ребром. Я жил на Крайнем Севере и покупка военника обошлась бы в 3 000 000 рублей. Денег у меня таких конечно не было и пришлось вступить в доблестные ряды достопочтенной службы.

Изначально говорили, что кинут поближе к дому, в итоге на учебку (первые три месяца) я поехал в Пензу, в центре города там часть. Позже, из-за нескольких косяков, комбат меня невзлюбил и отправил в самое худшее место. Я изначально по ВУС (специальности) был мастером по ремонту и хранению артиллерийского вооружения, но вышло всё совсем по-другому и я стал наводчиком.

На построении сказали, что рядовой такой-то — наводчик. Заявление, что я дальше своего носа ничего не вижу (у меня зрение -2,5), проигнорировали, намекнув, что моего мнения никто и не спрашивал.

Собственно, мне ещё повезло. Одним днем приехал неизвестный человек в форме, со списком фамилий. Там ребят на утилизацию старых боеприпасов отправили так же «добровольно».

«Элитные» солдаты

Дедовщины, как и говорили все вокруг, действительно нет. Было некое подобие того, что есть рядовые, которые очень импонируют капитану и руководящему составу. Они заключают некий устный договор о том, что эти избранные рядовые следят за порядком, карают провинившихся и обладают властью. Её никто никогда нигде не подтвердит, но оно есть. Это тяжело описать, но примерно так: заходит рядовой, такой же, как и ты, и говорит, чтобы ты пошел в его кубрик (комната на четверых) и убрался.

Ты или начинаешь долгий и тернистый путь человека, которого всё равно загнобят, или ищешь компромисс. Я всегда находил человека, который это сделает без меня. Но я никого не бил — исключительно убеждал. Со временем нашел людей, которые сломлены, на них и давить не надо было, они смирились.

Командиры могли прикрикнуть, рукоприкладство было всего пару раз. Со стороны «элитных» сослужицев безусловно были. Например, была развлекуха «Звонок Обаме». В темный кубрик, где спали ребята, заходит человек с «тапиком» (телефоном), там провод, и если крутишь ручку, он даёт заряд. Дальше попробуйте догадаться.

Какой опыт я вынес из службы? Что лучше там не оказываться. Что если сказал что-то, нужно идти до конца. За это тоже пришлось много раз поплатиться. Как-то так. Закаляет, конечно, опыт интересный, но не для всех.

-2

Главное правило

Как выжить на службе? Не выделяться - это самое главное правило. Начнешь выделяться — лишнее внимание, лишнее внимание — лишние хлопоты. И как бы ни было страшно — стоять на своем. Но в пределах разумного, разумеется. В целом, ты стараешься показать себя, как принципиального и жесткого.

Я старался оставаться человеком. Дрался там несколько раз, и то когда пытались силой что-то отнять. Боец из меня так себе, но людям достаточно увидеть, что без боя ты вещь не отдашь и будешь стоять до последнего. Они пригрозят тебе словесно да пойдут найдут того, кто отдаст просто так. В остальном, если меня запрягали, я находил другого, кто это сделает, но предлагал по-человечески. Потом с зарплатой шел с этим чуваком, покупал ему лимонада или шоколада, смотрел, чтобы никто не отнял у него, потому что такие люди ни карт своих не видят, ни «ништяков». Мерзко, конечно, до сих пор, но как-то так.

Там порой кажется, что ты уже на пределе, но находишь силы, ведь круговая порука. Ты сдался, сломался — тебя не тронут, тронут сослуживцев. Отсюда вспоминаем правило — не выделяйся.

Если попытаться понять всю эту дикую систему нравов, то можно сказать, что рыба гниет с головы. Все всё прекрасно знают. И пока рак на горе не свистнет никто ничего не будет делать. Тот же пример: приезжает кто-то «большой», заставляют подкрашивать траву, совками в ведра убирать лужи и прочее. Форма новая, должна не промокать, у офицеров она действительно влагостойкая. А у солдат? Я думаю, вы поняли. Везде есть люди, они туда могут прийти, но их система и большинство сожрёт и выплюнет. Ты или подстраиваешься, или белая ворона. А таких нигде не любят.

-3

Школа выживания

Хорошее конечно тоже было. Было интересно попробовать сходить в караул, это новые ощущения, их нигде не получишь. Я настрелял 94 выстрела из САУ. Из автомата, правда, не стрелял ни разу за всю службу, но после такой громадины и неинтересно было. Был на Всероссийских учениях. Еще наша часть была на ликвидации последствий в Крымске, я туда не попал по здоровью, но все вернулись на позитиве, куча историй, как люди помогали морально и материально.

Но я не считаю, что каждому нужно обязательно служить. Там очень много достаточно ранимых людей, которые не готовы к такой жизни. Там для них не школа жизни, а их похороны, как адекватных и хороших людей. Просто букв не хватит описать эмоции, когда ты видишь, как травят обычного паренька, который просто в силу каких-либо обстоятельств не успел повзрослеть. Был один такой, его тоже все задирали, заставляли делать грязную работу. А он просто другого характера человек. Его бабушка и мама воспитали.

Просто по-человечески больно и грустно наблюдать, когда хорошего и доброго человека мешают с грязью, а ты бессилен и вынужден мириться.

При этом я не согласен с тем, что в армии нечего делать. Нет, делать там есть что. Ты не деградируешь. Ты попадаешь в очень агрессивную среду и учишься там выживать. Кто более смышлёный, что-то вынесет, кто-то просто сапоги протопчет. Как мне кажется, армия — некие ворота во взрослую жизнь. Там ты видишь, какие люди бывают, на что они способы порой за сущие мелочи. Всё зависит от человека.

Понравилась статья и хочешь узнать больше? Читай также наше интервью с контрактником ВДВ и рассказ срочника Росгвардии.

-4

Изнанка