Весь мир так активно боролся с зависимостью от нефти, что теперь она никому не нужна. Нефтедобытчики готовы платить тем, кто вывезет их нефть
Кажется, наш привычный мир рушится: за баррель нефти Brent дают всего 20 долларов, за баррель российской марки Urals – около 17 долларов (а недавно было еще меньше), и все прекрасно понимают, что это не конец.
Нефть – очень ценный ресурс, это не только бензин и дизельное топливо, из нее делают пластик (не только пластиковую тару, но и, к примеру, одежду), асфальт, удобрения, бытовую химию и многое другое. Сама нефть образовалась из останков древних живых организмов, как и уголь, поэтому запасы ее ограничены.
Несколько десятилетий назад считалось, что нефть закончится уже скоро – обычно датой исчерпания запасов называли первую половину XXI века. В это верили совсем недавно: я без труда нашел в сети материал от 2009 года, в котором специалисты из британского Совета по энергетическим исследованиям (да-да, именно британские ученые) предсказали, что в 2020 году добыча нефти достигнет пика, после чего ее запасы исчерпаются, и добывать получится не очень много:
Британские ученые не были первыми, интересные прогнозы делали и в предыдущие годы:
- автор книги «Почему Америка наступает» Андрей Паршев в 2002 году говорил, что нефть в России не получится добывать уже в 2005 году;
- американский геофизик Кинг Хабберт в 1956 году спрогнозировал мировой пик добычи нефти на 2000 год;
- Ассоциация по исследованию пика нефти и газа (ASPO) в 2000 году утверждала, что пик добычи нефти наступит где-то в 2010 году. И, кстати, эта ассоциация была создана с одной-единственной целью – как раз спрогнозировать пик добычи нефти.
Все эти исследования ошиблись по одной причине: они не учитывали, что в мире могут быть открыты новые месторождения нефти, а ее потребление необязательно будет расти.
В реальности нефти стало слишком много еще в 1980-е годы, тогда ее цены упали примерно до 10 долларов за баррель, и ОПЕК пришлось принимать меры по стабилизации. Сам факт того, что несколько государств могут сговориться, чтобы снизить добычу нефти и поднять цены на нее, по тем временам был немыслимым – но ОПЕК в итоге становится полноценным картелем.
Технологии развивались, нефть теперь можно добывать и из сложных месторождений, а в США вообще произошла так называемая «сланцевая революция» – благодаря добыче сланцевой нефти страна может экспортировать нефть, хотя до 2015 года это было запрещено. Цены в очередной раз начали падать.
Серьезный удар по нефтяникам нанесли «зеленые технологии» – особенно бурное развитие автомобилей-гибридов и электромобилей (несколько лет назад «зеленые технологии» даже называли угрозой для России). Теперь атака на нефть идет через сокращение ее потребления.
Именно спад спроса и стал последней каплей для нефтяного рынка в марте-апреле 2020-го: Китай сократил потребление нефти, в мире практически остановилось пассажирское авиасообщение, мало кто пользуется личным транспортом из-за коронавируса – и добываемые объемы нефти оказались никому не нужны.
2020-й становится тем самым годом, когда бочка от нефти стоит дороже ее содержимого: в мире заканчиваются емкости для хранения нефти. А сама нефть штурмует новые вершины – правда, эти вершины уходят глубоко в минус. Нефть попросту становится никому не нужна (как минимум в апреле-мае), и продавцы нефти платят покупателям просто за то, чтобы те вывезли их нефть.