Найти тему
За рулем

Рижский мотор-музей: они — живые!

Музей на улице Эйзенштейна в Риге открыли в 1989-м. Тогда это была сенсация. Шутка ли — первый в СССР специализированный общедоступный автомобильный музей! В 2016 году состоялось второе открытие после трехлетней реконструкции. Оно того стоило!

За экспортным, отлично сохранившимся и даже не крашеным Москвичом-408 не менее интересный экспонат. В окнах панельного дома идет жизнь — та, что была полвека назад. На первом этаже отмечают 8 Марта. Квартира зажиточная — на стене ковер. А люстра точно такая же, как висела в комнате моих родителей!
За экспортным, отлично сохранившимся и даже не крашеным Москвичом-408 не менее интересный экспонат. В окнах панельного дома идет жизнь — та, что была полвека назад. На первом этаже отмечают 8 Марта. Квартира зажиточная — на стене ковер. А люстра точно такая же, как висела в комнате моих родителей!

Немало я видел автомобильных музеев в самых разных странах. Этот, поверьте, — особенный. Фантазии, любви и сил сюда вложено не меньше, чем денег. Ведь последние, как известно, еще не залог успеха.

Теперь это даже не совсем автомобильный музей, а, выражаясь чуть высокопарно, — музей нашей жизни. Вот телефонные аппараты, которые сейчас выглядят динозаврами, рядом огромная коллекция радиоприемников и проигрывателей. Кстати, говорят: все работают! Музей и сам живой — на радость самым маленьким посетителям многое можно потрогать. К этому даже призывают таблички на трех языках, включая русский. Скажем, покрутил ручку — увидел, как в цилиндре движется поршень или зашевелились шестерни в коробке передач.

А вокруг, конечно же, интересные автомобили, грамотно расставленные по нескольким темам. Например: машины знаменитостей или продукты латышского автопрома. Вот лишь несколько из множества экспонатов…

В подвальном этаже — «крупные формы». На первом плане редчайший Renault FU 1912 года, на который рижские реставраторы потратили несколько лет жизни. За ним — Studebaker, уникальный теперь ГАЗ-51 еще c деревянной кабиной, ЗИС-5 и еще несколько интересных машин.
В подвальном этаже — «крупные формы». На первом плане редчайший Renault FU 1912 года, на который рижские реставраторы потратили несколько лет жизни. За ним — Studebaker, уникальный теперь ГАЗ-51 еще c деревянной кабиной, ЗИС-5 и еще несколько интересных машин.

Этот РАФ-2802 не только короткий, но еще и электрический, и даже переднеприводный! Был ли он санитарным?
Этот РАФ-2802 не только короткий, но еще и электрический, и даже переднеприводный! Был ли он санитарным?

Конечно, нет! Машину можно покрасить в несколько цветов, выбрав соответствующую картинку на планшете. Причем выглядит она совершенно натурально. Рано утром детей в музее еще не было, поэтому всласть поиграл!
Конечно, нет! Машину можно покрасить в несколько цветов, выбрав соответствующую картинку на планшете. Причем выглядит она совершенно натурально. Рано утром детей в музее еще не было, поэтому всласть поиграл!

ПАЗ-672М везет пассажиров на сельскую свадьбу с гостями, песнями и всем, чем положено. Все движется и звучит совершенно реалистично.
ПАЗ-672М везет пассажиров на сельскую свадьбу с гостями, песнями и всем, чем положено. Все движется и звучит совершенно реалистично.

До войны в Риге собирали легковые и грузовые автомобили марки Ford Vairogs (щит), в том числе такие — модели Junior de luxe 10 с 32-сильным мотором. Позднее завод стал называться RVR и строил, в частности, электрички.
До войны в Риге собирали легковые и грузовые автомобили марки Ford Vairogs (щит), в том числе такие — модели Junior de luxe 10 с 32-сильным мотором. Позднее завод стал называться RVR и строил, в частности, электрички.

Осенью 1950-го в Латвии под руководством инженера и изобретателя Всеволода Бахчиванджи, заручившегося поддержкой самого Сталина, построили два страшноватых автомобильчика REAF-50. Они оказались нежизнеспособны, но кузов одного чудом сохранился. Тоже ведь — история! За малолитражкой редкий РАФ-977Е — туристический люкс-вариант с большим люком в крыше. Таких сделали всего 302 экземпляра.
Осенью 1950-го в Латвии под руководством инженера и изобретателя Всеволода Бахчиванджи, заручившегося поддержкой самого Сталина, построили два страшноватых автомобильчика REAF-50. Они оказались нежизнеспособны, но кузов одного чудом сохранился. Тоже ведь — история! За малолитражкой редкий РАФ-977Е — туристический люкс-вариант с большим люком в крыше. Таких сделали всего 302 экземпляра.

РАФ-976 — потомка модели 251 — как и ее, делали на шасси ГАЗ-51. Когда на улице Дунтес перешли к производству микроавтобусов, такие машины некоторое время еще продолжали собирать на одном из рижских ремзаводов.
РАФ-976 — потомка модели 251 — как и ее, делали на шасси ГАЗ-51. Когда на улице Дунтес перешли к производству микроавтобусов, такие машины некоторое время еще продолжали собирать на одном из рижских ремзаводов.

Пожарный Magirus M45L сделали в 1934-м специально по заказу городских властей Риги. Лестница доставала до шестого этажа! Автомобиль пережил войну, вновь работал в Риге, потом в Елгаве и окончательно сгнил бы на Рижской киностудии, но, к счастью, попал в руки музейных реставраторов.
Пожарный Magirus M45L сделали в 1934-м специально по заказу городских властей Риги. Лестница доставала до шестого этажа! Автомобиль пережил войну, вновь работал в Риге, потом в Елгаве и окончательно сгнил бы на Рижской киностудии, но, к счастью, попал в руки музейных реставраторов.

Символ Рижского музея еще с советских времен тоже пожарный — Руссо-Балт Д 24/40. Это один из всего двух сохранившихся автомобилей этой марки.
Символ Рижского музея еще с советских времен тоже пожарный — Руссо-Балт Д 24/40. Это один из всего двух сохранившихся автомобилей этой марки.

Редкость из редкостей! В конце ХIХ века уроженец Лиепаи Август Крастиньш эмигрировал в США и основал там автомобильную фирму Krastin. Существовала она, правда, лишь с 1902 по 1904 год. Завод, построивший всего около десятка машин, сгорел. Этот 10-сильный Krastin 1903 года чудом нашли в Мичигане.
Редкость из редкостей! В конце ХIХ века уроженец Лиепаи Август Крастиньш эмигрировал в США и основал там автомобильную фирму Krastin. Существовала она, правда, лишь с 1902 по 1904 год. Завод, построивший всего около десятка машин, сгорел. Этот 10-сильный Krastin 1903 года чудом нашли в Мичигане.

На точно таком же фаэтоне Cadillac Fleetwood 353 возили до 1940 г. президента Латвии Карлиса Ульманиса. Последнее известное фото того Кадиллака — на параде Прибалтийского военного округа осенью 1940-го. Рижане мечтают найти следы той машины. Не очень верю, но желаю успеха.
На точно таком же фаэтоне Cadillac Fleetwood 353 возили до 1940 г. президента Латвии Карлиса Ульманиса. Последнее известное фото того Кадиллака — на параде Прибалтийского военного округа осенью 1940-го. Рижане мечтают найти следы той машины. Не очень верю, но желаю успеха.

«Когда б вы знали, из какого сора…» Слева — прекрасно отреставрированный BMW, справа — такой же автомобиль, но в том виде, в котором в нашей стране часто находили и находят машины 1930-х.
«Когда б вы знали, из какого сора…» Слева — прекрасно отреставрированный BMW, справа — такой же автомобиль, но в том виде, в котором в нашей стране часто находили и находят машины 1930-х.

Одна из последних работ музейных реставраторов — Tatra 87 послевоенной версии с 72-сильным двигателем V8. Возни с машиной было много, но результат того стоил.
Одна из последних работ музейных реставраторов — Tatra 87 послевоенной версии с 72-сильным двигателем V8. Возни с машиной было много, но результат того стоил.

За экспортным, отлично сохранившимся и даже не крашеным Москвичом-408 не менее интересный экспонат. В окнах панельного дома идет жизнь — та, что была полвека назад. На первом этаже отмечают 8 Марта. Квартира зажиточная — на стене ковер. А люстра точно такая же, как висела в комнате моих родителей!
За экспортным, отлично сохранившимся и даже не крашеным Москвичом-408 не менее интересный экспонат. В окнах панельного дома идет жизнь — та, что была полвека назад. На первом этаже отмечают 8 Марта. Квартира зажиточная — на стене ковер. А люстра точно такая же, как висела в комнате моих родителей!

Автор: Сергей Канунников

Фото: Сергей Канунников

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

Материалы по теме:

РАФ‑2203–01: хорошо забытое новое
Лучшие автомузеи мира: карантинные онлайн-туры