Free Jazz Quartet - Premonitions. Эту запись я мечтал послушать с 1994 г., когда впервые прочел журнал "Экзотика". В те времена мне казалось, что это должно быть нечто фантастическое, божественное. Тогда я еще не слышал ни одной записи free improvisation и не представлял себе что это такое. Сейчас для меня это была просто еще одна хорошая запись в стиле и поэтому, конечно, она не оправдывала моих 15-летних ожиданий. К счастью я заранее это сознавал и это не помешало мне наслаждаться музыкой. Оказалось, что альбом Premonitions довольно мелодичен и действительно клонится к free jazz'у. Замечательные соло Tony Moore на виолончели. Саксофон часто лишний, по-моему. Ну я вообще часто пристрастен к саксофону - не очень люблю его звучание (конечно, есть множество исключений, например, см. ниже в этой записи).
Charles Ives - Symphonies 2 & 3 (L. Bernstein). Прекрасная музыка и очень неплохое исполнение. Вот, что хотите со мной делайте, а все-таки Ch. Ives ужасно похож на П.И. Чайковского. В смысле музыка похожа, а не то, что они оба гомосе внешность. Как будто П.И.Ч-кого скрестили с A. Berg'ом. Вообще удивительно неожиданная музыка: шумановские мелодии, американская народная музыка и атональные разработки. Интерпретация умная, вдумчивая хотя иногда оркестр играет черезчур гладко, с блеском, как будто музыка покрыта лаком.
Andrew Chalk - Over The Edges. Гулкий dark ambient - drone. Первый сольник А. Chalk'a, который я послушал. Понравилось. Чего-то конкретное написать про такую музыку очень сложно.
AMM - The Nameless Uncarved Block. Еще один ностальгический диск. Но его я как раз знаю давно. Более того, это первая запись АММ, которую я услышал. Тоже вскоре после прочтения "Экзотики". Мне эта штука очень нравится. Вообще мои любимые записи АММ, они все с Lou Gare. Без него АММ не полон. Про музыку АММ тоже очень сложно чего-то написать. Во всяком случае всякие инсинуации, что с саксофоном-де АММ становятся более джазовыми, я отметаю. Ничего джазового на этом диске нет.
Felix Kubin & Coolhaven - Suppe Fuer Die Nacht. Называется "пусти козла в огород". В смысле F. Kubin'a на серьезный электроакустический лейбл (Korm Plastics, Brombron series). Он и там веселуху устроит. Ну что сказать? Обычный F. Kubin такой. Как это назвать - breakbeat'n'noise что ли? Местми какие-то песни в стиле ретро. Вклада Coolhaven как-то не очень заметно. Мне такая музыка нравится, хотя разницы между двумя произвольными альбомами F. Kubin'а я практически не вижу. А ведь когда-то он был не F. Kubin, а F. Knoth и делал потрясающую электроакустику в составе Klangkrieg. Мне ТА музыка все-таки нравится больше, чем ЭТА.
Maciunas Ensemble - Number Made Audible. Раньше никогда не слышал этой группы. Конечно, напрашиваются аналогии с Morphogenesis, но те гораздо более электронные и гораздо более импровизационные. Очень понравилась пьеса для четырех виолончелей. В буклете много места уделено сконструированным ими инструментам и всякой там психоакустике . Причем в списке исполнителей двое из квартета названы "artist", один "musician", а еще один даже "scientist". Мне вся эта псевдонаучная лабуда только мешает, но вообще музыка приятная.
The Feel Trio - Looking (Berlin Version). Собственно говоря, это Cecil Taylor, William Parker и Tony Oxley. И этим все сказано. Очевидно, что плохо эти ребята не сыграют. Это одна из моих любимых записей C. Taylor. Была у меня еще на кассете в старые времена. Мне очень нравится, что C. Taylor здесь не очень буянит, как он это любит на своих improv-записях. Джазовость изжить, конечно, не получилось, но наверное это и к лучшему.
Wolfgang Amadeus Mozart - Sonatas for violin and piano KV 296, 378, 454, Duo for violin and viola KV 424 (J. Heifetz, E. Bay, W. Primrose). Скрипичные сонаты в исполнении J. Heifetz и E. Bay меня прямо скажем не поразили. Очень бьет на эффект, очень виртуозен, фортепиано только аккомпанирует и т.д. В общем, что W.A. Mozart, что P. Sarasate, в таком исполнении один хрен. А вот дуэт с W. Primrose очень хорошо сыграли. Я прям чуть не прослезился - так трогательно ("это ведь трогательно, товарищ следователь").
Ludwig van Beethoven - Piano sonatas No. 1-15, 17-21, 23, 30, 31 (W. Gieseking). Потрясающее впечатление. Гениально. Особенно, если не рассматривать первые четыре сонаты, которые видимо не очень вышли. Ритм, интонации, глубина понимания - все великолепно. Сложно сравнивать с циклом записей Э. Гилельса, но больше сравнивать и не с чем, пожалуй. Я не знаю какая из записей лучше. Обе лучше. Очень интересно, что по этому поводу сказал бы сам L. van Beethoven :). На мой взгляд интерпретация Э. Гилельса она такая, э-э-э..., более Баховская, а W. Gieseking'a - скорее э-э-э... более Шубертовская. Ничего более определенного сказать не могу, не хватает слов, или мозгов, или того и другого.