Ранее, когда говорили о 5-осевой матричной стабилизации, чаще всего мы слышали о компании Olympus. Но сейчас практически каждый производитель фотокамер имеет в своем багаже камеры с матричным стабилизатором.
Сегодня я расскажу о плюсах и минусах матричных стабилизаторов камер Panasonic.
Камеры Lumix - одни из лидеров рынка по съемке видео, и по-моему мнению, их система матричной стабилизации лучше всего оптимизирована для этого.
Первое, что вам нужно знать: матричный стабилизатор это не замена внешних систем стабилизации (стедикамов).
Матричная стабилизация больше всего подходит для съемки с рук нормальными и длиннофокусными объективами.
В некоторых моментах, конечно можно имитировать небольшие пролеты и проходки (особенно с Dual I.S.), но по большей части вы столкнетесь с косяками и несовершенством стабилизации.
У камер Panasonic несколько режимов стабилизации:
- Матричная стабилизация по 5 осям
- Dual I.S. Матричная + стабилизатор объектива
- Матричный + электронный (добавляется программный стабилизатор)
- Усиленный/режим штатива (только в старшей линейке камер GH5, G9, S1-серия)
Не верно выбран режим стабилизатора и другие косяки...
- Залипание стаба - я уже двигаю камерой, а стабилизатор пытается удержать картинку, до того момента, когда матрице уже некуда двигаться в корпусе и невозможно удерживать картинку - начинается движение картинки, и получается рывок. Такое поведение присуще всем камерам на рынке, - у люмиксов такой косяк в меньшей степени. Максимально этот эффект у панасоника может проявляться в режиме усиленного стабилизатора в старших моделях: Panasonic GH5, G9, S1 и он очень заметен на камерах других производителей (Olympus, Nikon, Sony, Fuji);
- Желе картинки при электронном (программном) стабе. Дополнительный электронный стабилизатор работает по принципу warp-стабилизатора в Adobe Premiere: если картинка очень не стабильна, вы получите плавающее месиво-желе. Сильно проявляется при большой тряске.
- Прыгающий задний фон на видео при включенном электронном (программном) стабилизаторе. Если снимать говорящую голову которая движется (к примеру певец или герой качает головой в такт) возможен "плавающий фон" т.к. стаб тречит этот объект и пытается выровнять, в итоге получаем статичный объект и движущийся сзади фон. Не надо так... Дополнительный электронный стабилизатор стоит включать только если вы понимаете что делаете: прямая проходка имитация стедикама- вперёд/назад, небольшие облеты с очень плавным движением, либо когда вы хотите добиться психоделического эффекта. Лучше вообще не использовать.
- Эффект желе и параллакса, можно получить на широкой линзе от 10мм (20 эфр) и шире. Из-за того, что матрица движется, а у линз на таком фокусном достаточно сильные искажения, геометрия очень сильно меняется, и получаем тилт-шифт-желеобразные глюки.
Частично избежать этого можно используя родные ширики с контактами / автофокусом, там программно работает устранение искажений линз. А также частично поможет отключение стабилизатора и ограничение тремора своих ручонок. Снимай ровно! :) - Отключение стаба. На ранних прошивках моделей g80 и gx80 был нюанс с отключением стабилизатора после отбивки ББ (баланса белого) по белому листу. Решался вкл/выкл камеры. Глюк не постоянный, но имел место быть. В новых прошивках эту проблему решили. Обновляйте прошивки на камере своевременно.
- Еще раз про отключение стабилизатора. В своей работе я часто снимаю на моноподе со стабилизатором Zhiyun Crane и камерой Panasonic GX80. Есть один неприятный момент: как только камера понимает, что она стоит статично, матричный стабилизатор отключается, переходит в "режим ожидания", он практически перестает работать и включается после небольшого движения/тряски. К примеру, мой Zhiyun Crane не идеально откалиброван, либо от рук идет небольшая тряска, которую компенсирует матричный стаб - ее просто не видно. В какой-то момент стоя статично ты понимаешь, что картинка имеет тремор... После начала движения или мини тряски рукой камера опять включает матричный стаб. Инженеры перемудрили - если нет движения камера думает, что она на штативе, а как известно на штативе стабилизатор нужно отключать, вот она и отключает :))) Совет, настраивайте внешние стабилизаторы при выключенном матричном стабе.
- Dual I.S. Когда установлен объектив со стабилизатором, поддерживающим дуалстаб, есть только один вариант работы: дуалстаб или выкл. Рычажок на объективе отключает всё сразу. Отключить только стаб в стекле не выключая матричный нельзя. В olympus и panasonic S1-серии можно выбрать какой из них использовать: объектива, матричный или все вместе (с поддерживающими этот режим объективами). Dual I.S. действительно творит чудеса, во многих вариантах можно добиться эффекта движения стедикама. Но ходить нужно мягко и плавно, перекатываясь.
Работа матричного стабилизатора с мануальной оптикой.
Чтобы матричный стабилизатор корректно работал с мануальной оптикой, необходимо вводить фокусное значение объектива.
Помни:
- Выставлять фокусное значение нужно в 35 мм эквиваленте. Что на объективе написано, то и вводим, умножать на кроп фактор матрицы не требуется. В случае если используете спидбустер без контактов, советую не пересчитывать фокусное, а все также вводить только то, что написано на объективе. По моей практике без учёта бустера стаб работает все же лучше;
- Используя мануальный зум, вводи либо среднее значение фокусных, либо то фокусное на котором чаще снимаете. Как пример объектив 70-200мм, оптимальнее указать среднее фокусное в 100-140мм. При более длинном размахе фокусных, среднее значение будет работать не очень...
- Когда в работе только одно мануальное стекло, а остальные автофокусные, никаких неудобств в работе нет. При смене стекла вводить значения фокусного не нужно, камера сама понимает по контактам какой автофокусный объектив подключили и помнит фокусное значение единственного мануала.
Интересное начинается, когда в работе 2-3 мануальных стекла, при смене линз нужно каждый раз вводить фокусное, либо игнорировать и получать худшую стабилизацию.
Так вот, инженеры Panasonic молодцы, они сделали возможность установить свои 3 значения в пресет быстрого доступа.
Плюсы матричного стабилизатора
+ Одна из лучших и эффективных систем стабилизации придуманных когда-либо (многие камеры позволяют делать фото с рук на выдержках от 1 до 10-15 секунд);
+ Работает с любыми объективами;
+ Сочетается с другими системами стабилизации, только улучшая эффективность;
+ Позволяет компенсировать движение по большему количеству осей (в объективах только по 2м осям);
+ Матричный стабилизатор практически бесшумный, в объективах гораздо шумнее;
+ Не требует внешних обвесов для камеры (моноподы и плечевые упоры уходят в прошлое);
+ Попробовав однажды, будет тяжело отказаться;
+ Мобильность и удобство системы;
+ Матричный стабилизатор дал новые возможности для фотографии. Panasonic G9 при 20 мегапиксельной матрице позволяет получить изображение размером 80 мегапикселей. Эта функция реализуется сдвигом матрицы на 1 пиксель и сшивкой конечного фото из нескольких.
Возможно вам показалось, что глюков слишком много, но это не проблема моделей Panasonic, а общие "болячки" матричной системы стабилизации. У кого-то из производителей они решены лучше, у кого-то хуже.
Итог:
Любой инструмент это всего лишь инструмент. Он не думает за вас. Используйте все плюсы, и помните о минусах!
Делитесь своими мыслями, помог ли вам мой опыт?