Найти в Дзене
POYMA

Кто такая доула и как она помогает женщине в беременности, родах и после них

Оглавление

Родительство становится все более осознанным шагом. И многие матери заботятся не только о здоровье и благополучии своего ребенка, но также о собственном благополучии и состоянии. Современным мамам все важнее, чтобы во время родов рядом с ними был человек, который подержит за руку, даст воды и просто будет рядом в этот тяжелый – и одновременно прекрасный – момент. Существует концепция партнерских родов, однако немногие женщины готовы тащить в родзал мужа. И тогда на помощь может прийти доула.

Мы встретились с Дарьей – мамой трех дочек и профессиональной доулой с 4-летним стажем. Она рассказала, что делает доула до, во время и после родов, почему так важны хорошие отношения с мамой и как выбрать человека, с которым вы пройдете весь этот путь.

Кто такая доула

С древнегреческого слово «доула» переводится как «рабыня». Но русские люди сразу воспринимают это слово как что-то негативное, для нас это нечто ползающее на коленях, пресмыкающееся, униженное. Но в этом заложен мотив служения. И работа доулы – это в первую очередь об огромной любви, всеобъемлющей, бескорыстной. Это безоценочная помощь, безоценочное присутствие, тепло. Доула – человек, который не осуждает, не дает эмоциональную окраску тому выбору, который делает женщина во время беременности и в родах.

Важно понимать, что доула помогает только женщине. Я столкнулась в наших роддомах с предубеждением, когда медперсонал говорил мне: «И зачем ты нам тут нужна, раз ты ничем нам не помогаешь?» И так считают многие: что доула должна помогать акушерам, проводить медицинские манипуляции, ставить клизмы и так далее. Еще один человек на подхвате, который не числится в их штате, но делает за медперсонал их работу.

Когда нужно обратиться к доуле

Это зависит от того, чего хочет женщина. Есть очень тревожные мамы, у которых первая беременность, и они названивают мне по несколько раз на дню. А кто-то тоже приходит в первый раз, но ей нормально, достаточно приходить на доульские встречи, консультироваться раз в месяц, ходить на йогу – и все. Но лучше обращаться как можно раньше. Три месяца – это уже критический срок. Позже я не успеваю уже никого включить в свое расписание.

Есть такая история, мне пишет женщина в директ: «Вау, как классно, вы у нас в городе! У меня 15 недель беременности, хочу с вами рожать». Я скидываю всю информацию, анонсы по встречам. А человек пропадает. И через несколько месяцев: «У меня две недели до ПДР (предварительная дата родов. – Прим. ред.), вы пойдете со мной рожать?» Я не беру таких женщин, даже если это друзья. Потому что у меня сейчас много женщин. Раньше были моменты, когда у меня были накладки, и я из одного роддома ехала в другой. Но это, во-первых, забирает мой жизненный ресурс, а во-вторых, неэтично по отношению к другим.

Есть те, с кем я иду от начала, я планирую месяц, три, полгода. Также есть женщины, которых я ладаю (процесс глубокого послеродового восстановления, – Прим. ред.). Их я тоже не могу бросить. Это мое первое базовое правило. Я благодарю за восхищение, но к этим моментам нужно относиться более внимательно и адекватно с человеческой точки зрения. Ведь есть очень много вопросов, которые надо решить до родов. А женщина за две недели до ПДР вот с таким животиком уже не поедет ни к каким врачам, не будет ни с кем договариваться. Потому что это тяжело. Она хочет спать, хочет пить. У нее не тот уже период.

Что делает доула до родов

Очень важно собрать анамнез. Туда могут входить очень странные вопросы: какие отношения с мамой, когда пошли первые месячные, были ли они болезненными. Доскональный сбор информации, чтобы понять, в каком состоянии женщина сейчас и в каком она зачала этого ребенка. Было ли это ЭКО, от мужа или нет, был ли это долгожданный ребенок, который долго не получался. И, исходя из этого, уже подбирается программа ведения беременности.

Также я приглашаю всех на йогу для беременных. Я занимаюсь кундалини-йогой 7 лет, 5 из них преподаю. На занятиях решается очень много физиологических моментов. Также рассказываю о массаже, самообезболивании в схватках. Иногда у меня собираются обучающие группы для беременяшек, где мы рассматриваем физиологию таза, тазового дна, плаценту.

Каждый месяц я провожу доульские встречи. Я собираю беременных женщин, чтобы увидеть их, услышать их вопросы. Не все могут прийти на личную консультацию. Или, напротив, индивидуально не получается обсудить то, что выходит на поверхность при групповом обсуждении.

Еще я занимаюсь баней. Обязательно зову всех попарить, погладить веничками, расслабить. Ведь каждая сидит в своем маленьком мирке и пишет мне: «Даша, я так жутко выгляжу, у меня токсикоз и синяки под глазами». А я отвечаю: «Приезжай, увидишь таких же женщин». Очень важно вот так собраться, пообниматься, попить чаю, поплакать. И тогда каждая понимает: «Я не одна такая с токсикозом и синяками, все нормально, можно жить». И вот эта поддержка – «Ты не одна» – это основная тема доулы, как я сейчас чувствую.

Женщине перед родами очень важно успеть подготовить себе соломку. И доула в этом помогает. Мы выясняем, чего хочет женщина. Она хочет роды с мужем или с мамой и фотографом. Или хочет вообще позвать всех родственников. А может, ей никого не надо. Она хочет стоя, хочет стандарт, хочет знать врача, акушерку или вообще всю бригаду.

Я узнаю, что женщине важно в родах: чтобы ее трогали, чтобы не трогали, чтобы было КГТ, чтобы не было. Ставить клизму, брить или нет. Все это важно проговорить, особенно с женщиной, которая рожает первый раз.

Те, кто приходит во второй, уже обычно точно знают, чего они не хотят. И список всех этих пожеланий очень сильно сужает список акушеров и роддомов в нашем городе.

Лично я сейчас не работаю ни с каким роддомом, я никакая не штатная доула и не пропагандирую ни один роддом ни в Волжском, ни в Волгограде. Я иду за женщиной. И тем, кто рожает в первый раз, я предлагаю ездить на экскурсии в роддома. Не стесняться знакомиться с врачами, узнавать всю информацию, звонить на горячие линии, назначать встречи. Не бояться переспрашивать, быть назойливой.

Многие ведь очень стесняются, жмутся в роддомах, вылезает синдром хорошей девочки. Если ты идешь рожать, это не нужно совершенно. Конечно, здесь играет роль и человеческий фактор. Нужно слушать себя: ага, здесь мне понравилось, нужно присмотреться к этому роддому, вот эта акушерка меня успокоила одним словом, надо с ней еще пообщаться.

Чего доула точно не делает

Доула не проводит никаких медицинских манипуляций. Я не провожу вагинальные осмотры, не ставлю капельницы, уколы и катетеры. Я не прописываю препараты, не проверяю назначения врачей, не говорю, какие анализы сдавать. Я знаю доул, которые разбираются, например, в анализах крови. Но, когда вы заходите на ведение беременности, вы это заранее обговариваете. Как у специалиста у меня много интересных контактов в нашем городе. И я могу перенаправить к остеопату или посоветовать педиатра. Но сама лечить не имею права.

-2

Почему для женщины так важны отношения с мамой

У многих женщин отвратительные отношения с мамой. А ведь хорошие отношения с мамой – это залог хороших родов. Мама – это та, кто родила тебя. И чаще всего мама – последняя старшая живая женщина в роду. И вся подготовка к родам – это налаживание отношений с мамой.

Конечно, я могла бы убедить, что вот вы помедитируете, напишите письма прощения, сожжете, развеете пепел, и все станет плюшечно. Но роды – это физиологический, эмоциональный, психологический и духовный процесс. Здесь происходит трансформация на всех пластах. Поэтому можно сколько угодно сидеть на коврике, петь мантры, писать письма благодарности, слушать аудио и ставить свечи. Но рожаем мы своим телом и рожаем тело.

И поэтому так важно своими ногами прийти к живой, настоящей маме и в живом контакте вылить всю гору претензий, слез и обид. Важно увидеть в ней не свою маму, а обычную женщину со своим сложным путем, своей историей, своими трудностями. Нет ничего качественнее и глубже, чем живая практика. Это же самое лучшее, что может быть, – мама и дочка вместе во время беременности.

Что делает доула на родах

За две недели до ПДР я уже привязана к городу, я не могу уехать даже на дачу. Женщина понимает, что она рожает, звонит или пишет. Обычно я предлагаю созвониться через 20 минут, чтобы понять – действительно началось или показалось. Если процесс идет, то я сразу же выезжаю. Я уже знаю, сколько времени мне нужно, чтобы собраться и доехать. Приезжаю и смотрю на состояние женщины. Может быть, все затихло или процесс хороший, она уже рычит. Мы звоним нашей акушерке и едем в роддом, с которым у нас договоренность.

Главная задача доулы во время родов – тотальная поддержка и забота. Сделать массаж, дать подушечку, убрать подушечку, дать воды, убрать волосы, открыть окно, закрыть окно, подать еды. Вот эта мелкая забота, которую не может дать медицинский персонал – у них нет времени сидеть и гладить за ручку.

Также важно помочь подобрать позу и способы пережить схватки. Сейчас у нас в роддомах есть души, джакузи, фитболы, стульчики для вертикальных родов, маты, чтобы на них проживать схватки. Нужно помочь с дыханием и расслаблением. Есть женщины, которым очень важно знать, что с ними сейчас конкретно происходит. Ей это в процессе родов дает уверенность, контроль над ситуацией. И я ей говорю: «Дорогая, у тебя была схваточка, она длилась полминуты, сейчас у тебя перерыв. Мы дышим».

Доула идет за женщиной, и если женщина до родов просила одного, а в родах началась какая-то экстренная ситуация, например, нужно экстренное кесарево, то доула помогает психологически женщине перестроиться на этот момент и благостно выйти из ситуации. Также женщина просто может захотеть что-то сделать по-другому. Например, она планировала рожать вертикально, а во время родов поняла, что ей хочется лечь. И доула снова поддерживает без оценки и осуждения.

Когда малыш родился, обычно доула бежит за чепчиками, пеленками, первыми подгузниками. И, конечно же снимает первые минуты жизни. Мамам это очень важно.

Важно быть с женщиной до конца. Каждая мама говорила мне, что после родов ей хотелось бежать с этим ребенком и кричать на весь мир: «Смотрите, что я смогла!» Женщина переживает огромное количество эмоций, когда врачи уже сделали свою работу и ушли. А ей так важно поделиться, иногда поплакать. Еще хочется, чтобы дали попить, подложили подушечку, перевернули на бочок. Маленькие дела, которые никто не может сделать, потому что никого нет рядом. И тогда женщину опять поддерживает доула.

Также я являюсь специалистом по капсуляции плаценты. Плацента – это внутренний орган, который дополнительно образуется в ходе беременности женщины и который потом выходит после рождения ребенка. Это те самые стволовые клетки. Это материал, на котором проводят различные эксперименты, делают ботоксы, лифтинги, все-все уколы для чудо-молодости и вечной красоты, создают качественную дорогую косметику. У нас в России почти никто не видит свою плаценту, пуповину обрезают очень быстро, собирают стволовые клетки в пробирку и увозят.

Но я как специалист ассоциации «Плацентариум», если женщина меня просит, могу сама забрать плаценту и из нее изготовить плацентарные капсулы для мамочки. И женщина получит капсулы, который организм приготовил специально для нее.

Что делает доула после родов

О родах много говорится, о подготовке. Мы знаем, как это важно. А что делать после, никто не говорит. И что там за жизнь вообще, и она бывает? Поэтому первое, что делает послеродовая доула, – это грамотное полноценное информирование. Что можно делать после родов, а чего категорически нельзя. Нельзя качать пресс, ходить на фитнес, никакой йоги, никаких асан, никаких поз натяжения – ничего не делается. 40 дней после родов женщина отдыхает. Никакой физической нагрузки, даже полы мыть нельзя, даже борщи варить. Можно спать, есть, отдыхать.

Женщина перестраивается на новый уровень, также перестраивается и ребенок. Забот и переживаний и так будет выше крыши. И тут важно понимать, как развивается ребенок. Девять месяцев он был в воде. Вода – это практически невесомость. И, когда он родился, на него сразу подействовала гравитация. И теперь у него все его внутренние системы – мочеполовая, нервная, эндокринная – начинают «заземляться», все это начинает раскрываться и функционировать. Поэтому он чихает, пукает, покрывается какими-то пупырышками – у него тест-драйв организма.

Пищеварительная система «заземляется» самой последней, поэтому важно правильное питание ребенка. Многие родители очень боятся коликов, начинают пичкать ребенка ненужной химией, лишь бы не разбираться, что происходит с его телом. А всего лишь нужны правильный массаж и гимнастика. Еще можно обратиться к грамотному остеопату, если были травматичные роды.

Второй важный пункт послеродового восстановления – это питание. И начинается: без соли, без сахара, есть надо одну гречку или одну курицу отварную. Это идиотизм, постсоветские бредни вроде того, что надо ребенка отпаивать крепким черным чаем или купать в марганцовке. Но из-за этого жизнь с ребенком превращается не в наслаждение и радость, а в кромешный ад.

В принципе в послеродовое восстановление входят отдых, правильное питание, массаж мамы и малыша. Обо всем этом я рассказываю на своих занятиях. Также зову всех в баню, показываю элементарный массаж животика после родов, который женщина может делать сама. Ведь все так боятся, что после родов он обвиснет, обратно не войдет, появятся растяжки. Я рассказываю технику после родов, что делать с животом, тазом, тазовым дном, промежностью. Если есть запрос, мы ладуем животик, делаем пеленание, массаж, ставим банки.

-3

Какое образование должно быть у доулы

К сожалению, в нашей стране нет такой профессии именно с медицинским образованием. У государства нет понимания, как определять нашу квалификацию. Поэтому никаких государственных дипломов мы получить не можем. У нас есть либо медсестры, либо перинатальные психологи.

В других странах это все устроено по-другому. Там доулу после обучения тестирует роддом или женская консультация. И если они считают, что этот человек профессионал, то ему выдают свидетельство и лицензию. После этого устанавливается жесткий регламент, что доула может делать, чего не может, есть прайс. Они платят налоги, могут быть прикреплены к какому-то роддому – это полноценная работа. Это позволяет доулам не скрываться. У нас же в стране нам приходиться выкручиваться: да, мы сестры, да, мы подружки. Ведь когда у тебя контрактные роды, ты можешь позвать в родзал кого хочешь

Как выбрать доулу

Есть замечательные глубокие мастера из «Ассоциации профессиональных доул», которые собирают курсы и обучают их. После него ты можешь получить сертификат, что ты отслушала столько-то часов лекций у Наташи Томилиной, и теперь ты послеродовая доула.

Но очень часто бывает так, что женщина, которая пришла на такой курс, сама пережила очень травматичные роды. И теперь она хочет спасти других женщин от этих «мерзких врачей». И сразу выстраивается оппозиция: доулы – это хорошо и замечательно, а врачи – это сволочи и гады, которым лишь бы помучить бедную женщину. Но у меня вопрос: а что такая женщина может дать? Даже если она прослушала 150 часов лекций, не факт, что она сама понимает, что женщине нужно во время родов.

Когда вы выбираете доулу, обязательно посмотрите, какая она мама. А она вообще мама? Какие у нее были роды? Пораспрашивайте ее как женщину.

Вы сталкиваетесь в таком процессе не только как подопечный и некий провожатый, а еще как две женщины. И что она может дать как мама, какой опыт она может передать вам. Недаром же раньше повитухами на Руси были только бабушки. И был негласный закон, что у нее должно быть не менее трех своих здоровых выращенных детей и уже должны быть внуки. Доула, конечно, не повитуха, но, мне кажется, здесь уместна такая же история.

Также важно обращать внимание на личные предпочтения. В родах вам должно быть комфортно с доулой. Кому-то нужна доула-подружка, а кто-то видит с собой только бабушку. Также доула ни в коем случае не должна давать непрошеные советы и нарушать ваши границы.

И смотрите на личные качества. Сколько раз рассказывали мне, что к ним пришла какая-то бабушка-ангел, просто сидела и слушала, кивала головой, смотрела в глаза и поила их чаем. Вот на тот момент для этой женщины эта бабушка была доула. Эмпатия, открытое сердце – то, что не купишь, не прослушаешь ни на каких лекциях, за это не выдают диплом. Но для доулы это самое главное.

У нас в городе пока всего две доулы – я и Светлана Кудинова, штатная доула перинатального центра. Но мы надеемся, что в скором времени нас станет больше.

Текст: Виктория Торновая
Иллюстрации: Екатерина Пономаренко