«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26:26–28)
Тайная вечеря: предательство Иуды, установление Евхаристии, пророчество об отречении апостолов, чаша с вином вот-вот сменится чашей, о которой Сын Человеческий просит: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26–39). Насыщенное, сконцентрированное время последних дней земной жизни Иисуса Христа переосмысливается и воссоздается в мировом искусстве. В живописи Рубенс, Репин, Дали и многие другие выдающиеся художники передают события Тайной вечери, открывая свое восприятие, видение и толкование этих столь значимых для человечества моментов.
Одним из самых ранних сохранившихся изображений Иисуса Христа и апостолов в Сионской горнице является мозаика VI века из базилики Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (Италия).
Пусть нас не смущает рыба на столе вместо привычных хлеба и вина. Это тоже Он. По-гречески первые буквы священных слов «'Ιησους Χριστòς Θεου 'Υϊòς Σωτήρ» (Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель) образуют ІΧΘΥΣ, что также является словом «рыба». И как с некогда рыбаками, а после с ловцами человеков, Христос в пустыне накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, так и по сей день за каждой Божественной литургией Он предлагает Себя в пищу всем нам, а нас теперь больше, чем песка в том месте пустыни.
Мы причащаемся Святых Христовых Тайн всем приходом в храме, а монахи не только этот Хлеб Насущный, но и простой хлеб принимают вместе. В месте, называемом трапезная. Леонардо Да Винчи получил заказ изобразить Тайную вечерю на стене трапезной церкви Санта Мария делле Грацие в Милане. И пусть эта «Тайная вечеря» Да Винчи является самой знаменитой, в силу этого самой загадочной и таинственной, но очевидна простота и величие замысла (заказчика или исполнителя, не берусь утверждать кого) сделать принимающих пищу участниками Тайной вечери. Напомнить им, монахам ли, прихожанам ли, паломникам о том, что они – приглашенные в Сионскую горницу апостолы.
Да Винчи изображает мгновения, последовавшие за словами Христа: «один из вас предаст меня» (Мф. 26:21). Художник передает реакцию каждого из апостолов при общем вопрошании «не я ли, Господи?» (Мф. 26:22). Каждый реагирует по-своему. Недоумение, удивление, возмущение, негодование, печаль, досада…
В апостолах легко узнать себя. Вчера я был Петр, уверенный в своей каменной преданности, готовый мечом защитить своего Учителя, Петр, чье горячее исповедание невозможности своего личного отречения сначала остывает под тяжестью сна, а затем сменяется холодом отчаяния. Сегодня я Иоанн в печали склонивший голову от Христа, осознающий, должно быть, свою немощь и недостоинство. Или, наоборот, сегодня я – Филипп, тянущийся ко Христу, склоняющийся перед Ним, вопрошающий: «Неужели я?». Наступит завтра, и как же страшно будет, если тень уныния от своего личного отречения будет вполне отчетливо напоминать тень сжимающего мешочек с серебряниками Иуды!
О чем еще была призвана напомнить «Тайная вечеря» Да Винчи? Напомнить им и нам, что не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих. Напомнить о том, что вот в центре находится Слово, Которое было у Бога, вот Слово, Которым все стало быть. Христос – Слово, смиренно и тихо, как бы отдельно от апостолов и их недоуменного вопроса, слегка раскинув руки, говорит: «приимите, ядите». И можно сказать, что в данный миг апостолы Его не слышат, не понимают, Что им преподносится. Они еще не могут вместить того, что очень скоро, по насквозь пронизывающему выражению поэта, слишком многим руки для объятья Он раскинет по концам креста.
Фигуры Христа и апостолов изображены чуть крупнее натуральных, но перспектива фрески, визуально продолжая помещение трапезной, создает эффект присутствия, что позволяет посетителю соотнести себя и тех, для кого Спаситель, благословив, преломил Хлеб, для кого, благодарив, подал Вино. Переданная художником озабоченность апостолов, отчасти оправданная шоком отвлеченность от главного, от предлагаемого Христом приношения, напоминает нам о нашей суетной озабоченности и отвлеченности, о нашей глухости к евхаристическому призыву «приимите, ядите».
Автор Александр Никифоров
Оригинал статьи размещен здесь: https://ekzeget.ru/novosti-i-obnovleniya/novosti/priglasennye-na-tajnuu-veceru/
Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн, заходите: https://ekzeget.ru/bible/evangelie-ot-matfea/glava-1/