Хочу поделиться с вами простой техникой, которую часто применяют арт-терапевты как во время диагностики, так и в процессе терапии. Это цветовая карта. С помощью неё мы тренируем эмоциональный интеллект и создаём ключик к работе с подсознанием.
Цель техники: выявить индивидуальные особенности восприятия цвета и создать карту-подсказку для дальнейшей арт-терапевтической работы.
Что нужно?
Лист А4
Краски с большим количеством оттенков (можно взять 6 цветов, но плюс палитру, чтобы смешивать краски)
Кисти
Ёмкость с водой
Карандаш/ручка
Суть техники:
1. Расположите на листе бумаги в любом порядке цветовые пятна. Используйте цвета, которые вы любите и которые не любите. Форма пятен может быть любая, не ограничивайте себя. Если чёрным цветом вы захотели нарисовать сердечко, сделайте это. И позвольте детям делать цветовые пятна, не задумываясь. Главное условие: разнообразие цветов. * Если дети маленькие, 3-5 лет, вы можете помочь им рисовать пятна, но цвета пусть выбирают они сами.
2. Игра с цветами уже немного расслабило левое полушарие. Теперь в дело вступает правое и абстрактное мышление. Спросите себя или ребёнка, с чем ассоциируется у него конкретный цвет (типы вопросов дальше). Остановитесь на чём-то одном и запишите прямо поверх пятна.
3. Продолжите работать с каждой записанной ассоциацией. Теперь нужно выяснить и записать, какие ощущения и эмоции связаны у вас с цветом и ассоциацией. Здесь мы копаем глубже, чем просто «на что похож красный цвет?». Мы используем наше умение или учимся распознавать и называть эмоции, а значит тренируем эмоциональный интеллект.
4. Использовать готовую цветовую карту можно во время терапии в течение долгого времени при трактовке результатов других техник. Глядя на то, какие оттенки хочется использовать вам или ребёнку, можно судить о подсознательном, о состоянии на данный момент, о скрытом, о подводных камнях.
Типы вопросов, которые можно и нужно задавать:
1. Мне/тебе нравится этот?
2. С чем ассоциируется?
3. На что похож этот цвет?
4. О чём мне/тебе напоминает этот цвет?
5. С кем ассоциируется?
6. Кому бы понравился этот цвет?
7. Еда/животное/предмет/персонаж этого цвета? (Часто приходится использовать в работе с детьми, когда наступает ступор; но и со взрослыми сработает!)
8. Какие ощущения вызывает цвет и ассоциация?
9. Какое чувство связано с цветом и ассоциацией?
10. Где и как ощущается цвет в теле?
Ещё один способ использовать цветовую карту с детьми: это брать рисунок и просить выбрать цвет настроения сегодня. Так можно завязать разговор и превратить его в доверительную беседу.