То же самое беспокойство, которое вы испытываете, когда Луна затмевает Солнце, подстегнуло древних астрономов искать закономерности в небе
В августе полное солнечное затмение пройдет над Амейкой впервые почти за столетие. Ожидается, что по пути затмения Штаты наводнит так много туристов, что власти обеспокоены нелегальными кемпингами, опасностью лесных пожаров и даже опустошительной нехваткой портовых гаваней. Есть причина для всей этой мании затмения. Полное солнечное затмение—когда Луна проходит между Солнцем и Землей—это потрясающее природное событие. На несколько захватывающих дух минут день превращается в ночь, небо темнеет, воздух становится холодным. Могут даже появиться звезды.
Каким бы внушающим благоговейный трепет ни было затмение, оно также может вызывать особый страх и беспокойство. Кажется, не имеет значения, что наука убедила нас в том, что затмения не представляют никакой реальной опасности (кроме взгляда прямо на солнце, конечно): когда этот знакомый огненный шар внезапно мигает, оставляя вас в жуткой полуденной темноте, в вас начинает закрадываться опасение.
Поэтому, возможно, нет ничего удивительного в том, что существует долгая история культур, считающих затмения предзнаменованиями, которые предвещают значительные, обычно плохие события. Головокружительное ощущение того, что во время этих природных событий что-то “не так”, вдохновило множество мифов и ритуалов, призванных защитить людей от предполагаемого зла. В то же самое время тревога затмения также способствовала более глубокому научному пониманию сложной работы Вселенной—и даже заложила фундамент для современной астрономии.
Идея затмений как предзнаменований проистекает из веры в то, что небо и Земля тесно связаны. Затмение выходит за пределы ежедневных ритмов неба, что уже давно считается признаком того, что Вселенная выходит из равновесия. - Когда в природе случается что-то экстраординарное ... это стимулирует дискуссию о нестабильности во Вселенной”, - говорит астроном и антрополог Энтони Авени, автор книги "в тени Луны: наука, магия и тайна солнечных затмений". Даже библейская история Иисуса связывает рождение и смерть Христа с небесными событиями: первое-с появлением звезды, второе-с солнечным затмением.
Поскольку древние цивилизации считали, что затмения имеют столь серьезное значение, чрезвычайно важно было научиться точно предсказывать их. Это означало жадное наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд, отслеживание необычных небесных явлений и использование их для составления и уточнения календарей. Из этих записей многие группы-вавилоняне, греки, китайцы, Майя и другие—начали извлекать закономерности, которые можно было бы использовать для предсказания того, когда эти события произойдут.
Вавилоняне были одними из первых, кто достоверно предсказал, когда произойдет затмение. К восьмому веку до нашей эры вавилонские астрономы прочно усвоили закономерность, впоследствии названную циклом Сароса: период в 6585,3 дня (18 лет, 11 дней, 8 часов), в течение которого повторяются серии затмений. Хотя этот цикл применим как к лунным, так и к солнечным затмениям, отмечает Джон Дворак, автор книги "Маска Солнца: наука, история и забытые знания о затмениях", вполне вероятно, что они могли достоверно предсказывать только лунные затмения, которые видны половине планеты каждый раз, когда они происходят. Солнечные затмения, напротив, отбрасывают узкую тень, что делает гораздо более редким возможность увидеть это событие несколько раз в одном месте.
Вавилоняне верили, что затмение предвещает смерть их правителя,что заставило их использовать эти предсказания для создания царской защиты. В течение того периода времени, когда наступали лунные или солнечные затмения, царя заменяли другим человеком. Этот фальшивый правитель будет одет и накормлен по-королевски—но только на короткое время. Согласно надписям древних вавилонских астрономов, на клинописных табличках “ " человек, который был дан вместо царя, умрет, и ... дурные предзнаменования не повлияют на это”
Вавилонские предсказания, хотя и были точны, все они были основаны исключительно на наблюдениях, говорит Дворжак; насколько известно ученым, они никогда не понимали и не стремились понять механизм движения планет. “Все это было сделано на основе циклов", - говорит он. Только в 1687 году, когда Исаак Ньютон опубликовал теорию всемирного тяготения, основанную в значительной степени на догадках греческих астрономов, ученые начали по—настоящему понимать идею движения планет.