Найти тему
Дядюшка Аист

Я мыслю следовательно я равен тебе

Люди всегда считали себя отличными от других существ, но наука заставляет нас посмотреть на вещи по-новому.

https://www.pexels.com/photo/view-ape-thinking-primate-33535/
https://www.pexels.com/photo/view-ape-thinking-primate-33535/

Человекообразные истцы

В декабре 2013 года четыре шимпанзе в штате Нью-Йорк стали первыми в истории нечеловеческими приматами, которые подали в суд на своих человеческих похитителей в попытке получить свободу. Адвокаты шимпанзе, члены недавно созданной организации, известной как "Проект по защите прав не-человека" (NhRP), просили судью предоставить их клиентам основное право не быть незаконно заключенными в тюрьму. Вскоре NhRP сможет подать аналогичные иски от имени других крупных обезьян (бонобо, орангутангов и горилл), а также слонов, которые, как было доказано, обладают высокоразвитыми когнитивными способностями.

Неудивительно, что кампания NhRP вызывает споры. Для многих сама идея нечеловеческой личности является оксюмороном. Другие утверждают, что права человека приходят с такими общественными обязанностями, как уплата налогов и подчинение законам, с которыми ни один не-человек никогда не сможет справиться. Другие считают, что существующие законы о защите животных обеспечивают достаточную безопасность без всех юридических и философских головных болей, присущих распространению прав человека на другие виды. Судьи Нью-Йоркского суда в конечном счете отклонили их все требования на том основании, что истцы - не люди. Апелляции продолжаются.

Тем не менее, более простая и глубокая истина в отношении аргументов NhRP заключается в том, что еще 10 лет назад их бы со смехом выгнали из любого зала суда за приписывание животным человеческих черт и прав. Но сейчас постоянно растущий массив наблюдательных, неврологических и генетических свидетельств об интеллекте и поведении животных заставляет нас пересмотреть вековую границу между нами и другими существами.

От дикарей до высокоморальных членов общества

Вопрос о том, где мы находимся по отношению к животным, занимал людей с самого рассвета сознания. Самые ранние сказки, рассказанные в различных культурах, среди которых мифы о сотворении племени нуэр в Судане и ветхозаветная история Адама и Евы, вращаются вокруг внезапного разрыва воспринимаемого единства между нами и другими существами. И возникшее в результате ощущение разделения удерживало нас от рассмотрения животных как ничто иное, как меньшие версии самих себя.

Ранние западные мыслители, такие как Аристотель, автор одного из первых описаний животного царства, выработали "цепочку жизни", в которой животные, из-за отсутствия у них разума, естественным образом оказались ниже нас. В средневековье животные стали в значительной степени абстрагироваться в аллегорию. Большие человекообразные обезьяны изображались как "дикие люди леса", преследователи и насильники женщин, и тем самым являлись самим воплощением нашей базовой, первобытной сущности.

Тем временем, на средневековых церковных судах такие животные, как свиньи, которые свободно бродили по деревням, где часто калечили или убивали беспризорных детей, подвергались полноценным обвинениям и даже назначались своими собственными адвокатами. Затем виновные одевались в человеческую одежду, подвергались публичным пыткам и погибали на городской площади: символический ритуал, призванный восстановить господство человека над животными и восстановить некое подобие порядка в мире, который в противном случае превратился бы в хаос.

Более объективный взгляд на животных начал формироваться в эпоху Возрождения, но только в конце XIX века появилось первое подлинно научное исследование животных, автором которого был не кто иной, как Чарльз Дарвин. Хотя он известен почти исключительно своей теорией эволюции, Дарвин посвятил большую часть своей жизни после публикации "Происхождение видов" исследованию и написанию труда "Выражение эмоций у человека и животных". Опубликованная в 1872 году (в том же году, что и первый выпуск журнала "Популярная наука"), книга проложила путь к серии научных работ, посвященных животным чувствам и эмоциям.

В отсутствие современных исследовательских технологий они были, мягко говоря, часто весьма спекулятивными. В одной из книг автор приписывает собакам осознание "неопределённой морали" и утверждает, что разум начинается с ракообразных. Но эти рукописи также заложили основу для области сравнительной психологии, изучения поведения животных. В течение почти столетия психологи разрабатывали интуитивное понимание общих биологических и поведенческих связей между видами. Сейчас наука удивительным образом подтверждает эти подозрения.

Открытия коллекционера мозгов

У Патрика Хофа, нейробиолога из Школы Медицины Ичан на горе Синай в Нью-Йорке есть большой холодильник, заполненный мозгами различных животных. Там, в стеклянных контейнерах с формальдегидом, плавают созвездия мозгов: человека, шимпанзе, гориллы, орангутана, паукообразной обезьяны, бизона и летучей мыши. На полках сзади Хоф держит "морские" мозги: дельфина, морской свиньи, косатки и белуги. Под ними липкий белый диск размером с кофейный столик - это мозг кашалота.

Хоф изучает все мозги, которые он может достать, чтобы лучше понять эволюцию органа. На этом пути он обнаружил множество общих черт, не только в мозге человека и наших собратьев-приматов, но и в ряде других видов млекопитающих, которых NhRP вскоре может представлять в суде.

Не так давно различные мозги в холодильнике Хофа были столь же несопоставимы и непостижимы на клеточном уровне для ученых, как звезды для ранних людей. Теперь нет мозга, на который они могли бы смотреть, не рассматривая общее нейронное вещество, общее для всех млекопитающих.

Продвинутая нейровизуализация и анализ тканей мозга китообразных, например, выявили совершенно другую конструкцию мозга, чем наша (из-за огромной разницы окружающей среды, в которой развивались оба мозга), и, тем не менее, они демонстрируют одинаково сложную кору и лимбическую систему. Именно эти области человеческого мозга вовлечены в обработку эмоций, мышление, восприятие и язык.

Хоф также обнаружил в мозгах как китообразных, так и слонов присутствие узкоспециализированных нейронов, известных как веретенообразные клетки. Когда-то считалось, что такие клетки имеются только у человека, и, возможно, они связаны с самосознанием, эмпатией и чувством сострадания - теми функции, которые долгое время считались исключительно нашими собственными.

Вторую часть читайте здесь