Найти тему
Дмитрий Гаврилов

Северные конвои. Великая Отечественная война 1941-1945гг

Северные конвои
Северные конвои

В период Второй мировой войны Военные поставки в СССР от союзников шли тремя путями: 1) из западных портов США через Тихий океан в порты Владивосток, Николаевск-на-Амуре и Петропавловск-на-Камчатке; 2) через два океана в Персидский залив и далее железнодорожным и автомобильным транспортом через Иран в СССР; 3) через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Последний маршрут был наиболее выгодным, ибо позволял доставлять грузы за 10-14 суток, но и самым опасным, так как подвергался интенсивному воздействию немецкой авиации и флота.

Незамерзающий Мурманский порт обеспечивал перевозки круглый год. За время войны по северным морским коммуникациям прошло 29% всех направлявшихся в СССР судов, которые перевезли около 24% общего количества поставок союзников.

Транспортные суда совершали переходы не в одиночку, а в составе конвоев. В конвой обычно включались 16-25, а иногда до 40 транспортов, каждый из которых имел тоннаж не менее 10 тысяч брт. Основным походным ордером конвоя был строй фронта нескольких кильватерных колонн.

В состав охранения обычно входили крейсер, 2-3 эсминца и до 15 сторожевых кораблей. В состав дальнего прикрытия конвоев входили линкоры и легкие авианосцы.

Конвои формировались в Шотландии (Лох-ю и СкалаФлоу) и Исландии (Рейкьявик, Хваль-фьорд). Конвои, идущие в СССР имели литеры «РQ» и порядковый номер, идущие из СССР - литеры «QP» и номер. С декабря 1942 года нумерация конвоев изменилась. Последними в старой нумерации были «РQ-18» и «QP-15», вышедший из Архангельска 17 ноября 1942 года. По новой нумерации конвои, идущие в СССР имели литер «JW», обратно — «RA». Порядковый номер начинался с 51.

С конца ноября 1941 года по май 1942 года в СССР прибыло 8 конвоев (72 транспорта) и убыло обратно 10 (102 транспорта). За 5 месяцев потери составили 15 транспортов, крейсер, эскадренный миноносец. Два эскадренных миноносца повреждены.

Основная опасность подстерегала конвои в море: немецкое командование проводило против них операции с привлечением подводных лодок, авиации и крупных надводных кораблей. В Северной Норвегии находились новейший линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эскадренных миноносцев и другие корабли. Там же базировались 20 подводных лодок и крупные силы вражеской авиации. Несколько позже сюда были переброшены линейные корабли «Шарнхорст»» и «Гнейзенау».

Линейный корабль "Гнейзенау"
Линейный корабль "Гнейзенау"

Охранение союзных конвоев возлагалось на флоте Великобритании. Северный флот должен был создавать благоприятные условия плавания в своей операционной зоне – восточнее меридиана 20° (Тромсё) и усиливать здесь непосредственное охранение конвоев.

Чтобы обеспечить переход союзных конвоев (одного – идущего в СССР и другого — возвращающегося в это время в Исландию), Северный флот проводил операцию, в которой участвовали почти все его силы и приданная ему авиация.

Несмотря на все усилия союзников, морской путь севернее Нордкапа оставался крайне опасным. Это обстоятельство правящие круги Великобритании использовали в качестве повода для задержки поставки грузов в СССР.

Когда в Исландии скопилось свыше 100 судов с военными грузами для СССР, Рузвельту и Сталину пришлось оказать давление на Черчилля, которое заставило англичан продолжить отправку грузов. При этом Черчилль заявил: «Операция будет оправдана, если половина судов доберется до места».

26 апреля из Исландии вышел конвой «РО-15 состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены противником.

Очередной конвой «PQ-16» из 35 транспортов, в том числе 5 советских, вышел из Исландии 21 мая. Противник с 25 мая начал систематические атаки конвоя и к исходу 27 мая потопил из его состава 6 и повредил 3 транспорта. 28 мая конвой потерял еще 1 судно. С подходом трех советских эсминцев дышать стало легче. Последующие атаки противника не принесли ему успеха, конвой потерь больше не понес.

Конвой "PQ-16", май 1942 год.
Конвой "PQ-16", май 1942 год.

30 мая, прикрывая конвой, погиб летчик-истребитель Герой Советского Союза подполковник Б.Ф. Сафонов, сбивший 25 самолетов противника. И в этом последнем бою, прежде, чем его объятый пламенем самолет рухнул в море, он сбил лично три вражеских самолета. Б.Ф. Сафонов награжден посмертно второй медалью «Золотая Звезда».

Летчик-истребитель, Герой Советского Союза, подполковник Сафонов Борис Феоктистович
Летчик-истребитель, Герой Советского Союза, подполковник Сафонов Борис Феоктистович

В эти дни совершил подвиг экипаж теплохода «Старый большевик» во главе с капитаном И.И. Афанасьевым. За трое суток экипаж отразил 47 атак вражеских самолетов. Когда на судне, груженном взрывчаткой, возник пожар, командир конвоя предложил команде покинуть судно и перейти на борт одного из союзных кораблей. Экипаж отказался покинуть теплоход. Героическими усилиями он потушил пожар, устранил повреждения и догнал конвой. За этот подвиг теплоход был награжден орденом Ленина, а капитан И.И. Афанасьев, помполит (помощник командира, начальника военной или военизированной части по политическим вопросам (в СССР до 1942 года)) и рулевой матрос удостоены звания Героя Советского Союза.

Теплоход "Старый большевик"
Теплоход "Старый большевик"
Капитан теплохода "Старый большевик" Афанасьев Иван Иванович
Капитан теплохода "Старый большевик" Афанасьев Иван Иванович

Трагической была судьба конвоя «PQ-17». Английским руководством он был принесен в жертву попытке, выманить из баз крупные надводные корабли противника («Тирпиц» и другие) и уничтожить их в море. Конвой вышел из Исландии в составе 35 транспортов, 2 танкеров и 24 кораблей охранения. На его судах находилось 297 самолетов, 594 танка, 4246 грузовых автомашин и Тягачей, 156 тысяч тонн других грузов. Навстречу ему из Мурманска вышел конвой «QP-13» в составе 35 транспортов и 15 кораблей охранения. Чтобы обезопасить конвои от нападения надводных кораблей в море вышли отряд ближнего прикрытия (4 крейсера и 3 эскадренных миноносца) и силы дальнего прикрытия (2 линейных корабля, авианосец, 2 крейсера, 8 эскадренных миноносцев). На выходах из баз и щхер Северной Норвегии заняли позиции 14 подводных лодок, в том числе 5 советских. На аэродромах Кольского полуострова командование сосредоточило 287 боевых самолетов.

Этих сил было вполне достаточно для обеспечения успешной проводки конвоя. Однако английское Адмиралтейство 4 июля вечером отозвало силы прикрытия, а транспортам приказало рассредоточиться и следовать в советские торты самостоятельно. Транспорты без охранения должны были послужить приманкой для немецких крупных кораблей. Это обстоятельство и решило трагическую судьбу конвоя. Беззащитные транспорты стали жертвами атак немецких самолетов и подводных лодок. Только 11 транспортам удалось дойти до советских портов (2 транспорта и танкер из состава «РQ-17» в начале перехода возвратились в Исландию). 23 потопленных транспорта и спасательное судно общем тоннажем 143 тысячи тонн - унесли с собой на дно океана 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тысяч тонн других грузов.

Конвой "PQ-17"
Конвой "PQ-17"

После длительного перерыва первый конвой в СССР «JW-51А» вышел из Шотлантии 15 декабря 1942 года. Всего с середины ноября 1942 года по март 1943 года по северным коммуникациям прошло в обоих направления восемь конвоев — «JW-51А», «JW-51B», «JW-52, «JW-53» в СССР. «QP-15», «RA-51», «RA-52», «RA-53» из СССР. Все конвои, вышедшие из Шотландии и Исландии в составе 65 транспортных судов, прибыли в советские порты без потерь (не считая 7 судов, вынужденных вернуться). Из 85 транспортов, вышедших в составе конвоев из СССР, было потеряно 7.

В течение 8 месяцев, с марта до ноября 1943 года, конвои в СССР не отправлялись. С ноября 1943 года по апрель 1944 года в пяти конвоях в Мурманск и Архангельск пришел 191 транспорт. В то же время из северных портов СССР было отправлено 201 транспортное судно. Германские подводные лодки потопили всего три судна. В борьбе за внешние коммуникации союзники одержали важную победу.

Выход из Норвегии германского линкора «Шарнхорст» с пятью эсминцами для разгрома конвоя закончился его потоплением 26 сентября 1943 года.

Линейный корабль "Шарнхорст"
Линейный корабль "Шарнхорст"

Линейный корабль «Тирпиц», представлявший наибольшую угрозу для конвоев союзников, 22 сентября 1943 года был атакован в Альтен-фьорде английскими малыми подводными лодками и выведен из строя на длительный срок.

Линейный корабль «Тирпиц»
Линейный корабль «Тирпиц»

С мая до августа 1944 года конвои в СССР не отправляли. С августа до конца года прибыло в СССР 5 конвоев (124 транспорта), ушло из СССР в Великобританию 5 конвоев (102 транспорта). Лишь один конвой при возвращении в Англию был атакован подводными лодками и потерял 2 транспорта, остальные потерь не имели.

Поскольку линкор «Тирпиц» все еще представлял угрозу конвоям, англичане не прекращали попыток его уничтожения. Только с 17 июля по 29 октября 1944 года они предприняли семь атак «Тирпица» крупными силами флота и авиации, но они были безуспешны. Лишь 12 ноября 1944 года линкор был потоплен авиацией, применившей специальные авиабомбы весом в 6 тонн.

В данном очерке речь шла о северных конвоях в СССР и обратно. Однако это лишь малая часть северных конвоев. На линиях, связывавших США и Канаду с Великобританией и Исландией интенсивность движения судов была в десятки раз выше. В заключение только один пример: в апреле 1943 года в западной части Атлантического океана ежедневно находились в среднем 31-32 конвоя (около 670 судов и свыше 140 эскортных кораблей) и около 120 судов без охранения.