ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ
1. Компания должна быть эффективной.
Руководство компании должно быть заинтересовано в росте капитализации, росте прибыли и росте дивидендов. Компания должна стремиться сохранять и повышать свою инвестиционную привлекательность.
К примеру, за последние 10 лет одной из наименее эффективных компаний является Газпром. Никакого роста ни капитализации, ни дивидендов. Вся огромная прибыль компании будто растворяется в воздухе. В прошлом году Газпром сделал один шаг вперёд в этом направлении. Посмотрим, насколько его хватит. Полная противоположность - Лукойл, которая является, возможно, самой эффективной компанией. Последние 20 лет ежегодно растут прибыль, капитализация и дивиденды.
2. Компания должна продаваться по выгодной цене.
Для определения этого мы используем, как правило, два критерия.
Отношение балансовой стоимости к капитализации. Если активы компании дороже рыночной цены компании, то покупка компании является выгодной. К примеру, активы Сургутнефтегаза в разы превышают рыночную капитализацию. По этому показателю эта компания является безусловным лидером на рынке. Но у неё под большим вопросом первое правило, вопрос эффективности. Именно поэтому данная компания не пользуется популярностью у инвесторов.
Второй критерий - дивиденды.
Если при текущей стоимости акций дивидендная доходность равна или превышает 10%, то по этой цене компанию покупать можно. (каждый сам для себя устанавливает приемлемую ставку. Я для себя поставил 10%).
К примеру, если годовые дивиденды Северстали 100 р на акцию, то при цене акции ниже 1000 р их можно покупать.
(при снижении дивидендов снижается и цена акций, что позволяет сохранить приемлемую дивидендную доходность).
3. Количество компаний в портфеле не должно быть большим.
Лучше купить 3 лучшие компании, чем 30 посредственных.
Если вы разобрались в бизнесе компании, следите за ее отчётами и уверены в ней на 100%, то широкая диверсификация вам не нужна. Покупать 30 компаний в портфель можно в том случае, если вы не хотите ни в чем разбираться. Но в этом случае лучше купить ОФЗ.
Выбрав самые лучшие компании, нужно наращивать свои доли в этих компаниях, а не покупать другие.
Добавляя компанию в портфель, нужно сравнивать потенциального кандидата с теми компаниями, которые у вас уже есть в портфеле. Если кандидат заведомо хуже, то такую компанию добавлять в портфель нельзя.
Критериев отбора компаний в портфель гораздо больше, но эти являются основными.
А. С. ТАМБОВЦЕВ