Дед Ленина, Александр Дмитриевич Бланк, умер в июле 1870 года и, быстрее всего, даже не успел взглянуть на своего очередного внука, будущего вождя мирового пролетариата.
Напомним, что Ленин родился 22 апреля 1870 года. Вдруг кто с этой самоизоляцией совсем память потерял.
Из Сруля в Александры через графа Апраксина
Родился будущий Александр Дмитриевич то ли в 1802 году, то ли года на три раньше, в семье житомирского еврея Мошко Ицковича Бланка. При рождении деду Ленина дали совершенно неблагозвучное для русского уха имя Сруль. Кроме Сруля в семье был еще один сын - Абель, который был на несколько лет старше.
Каким-то до сих пор неисследованным чудом Бланкам удается пересечь черту оседлости и переехать в Петербург. Явление по тем временам из ряда вон выходящее.
В Петербурге оба мальчика перешли в христианство. Абеля назвали Дмитрием, а Сруля - Александром.
Крестным отцом Сруля стал граф Апраксин Александр Иванович. Отчество мальчикам дали по имени крестного отца Абеля - сенатора Дмитрия Осиповича Баранова.
Почему столь высокопоставленные чиновники стали покровителями двух братьев, спорят до сих пор. Возможно, дело в неком богатом родственнике Бланков и его обширных связях. Или же высокочтимых государственных деятелей необычайно интересовал вопрос ассимиляции крещенных евреев в российском обществе.
Во врачи через князя Голицина
Получив документы о крещении, братья подают ходатайство о поступлении в Медико-хирургическую академию. Куда, при активном участии министра народного просвещения и духовных дел князя Александра Николаевича Голицына, и поступают.
Дмитрий по возрасту поступает вольным слушателем, а Александр еще и на государственном попечении оказывается.
В 1824 году братья Бланки получают звание лекарей и оправляются на государственную службу. Дмитрий остается в Петербурге, а Александра отправляют уездным доктором в Смоленскую губернюю.
В Смоленской губернии Александр Дмитриевич задержался недолго. Не прошло и полугода, как его вновь вернули в Петербург, назначив лекарем при местной сыскной полиции.
Эпидемия холеры 1830-1831 годов
Пока Пушкин сидел дома в Болдино и безудержно творил, дед Ленина оказался в самой гуще тех событий.
По одной из версий, старший брат деда Ленина, Дмитрий Дмитриевич, умер от холеры. По другой, он был убит во время холерного бунта в Петербурге. Тогда в происходящем тоже было принято винить тех, у кого фамилия не такая. Так Бланки и оказались в числе врачей-убийц и Дмитрий за свою фамилию поплатился жизнью.
Как бы то ни было, Александр Дмитриевич подал с государственной службы в отставку. По одной версии, из-за нервного срыва. По другой, в знак протеста, что убийство его брата оказалось безнаказанным: убийц помиловали и отпустили.
Во что хотите, в то и верьте.
Женитьба на бабушке Ленина
На Анне Ивановне Гроссшопф дед Ленина женился где-то в начале 1830-х годов.
Бабушка Ленина происходила из состоятельных обрусевших немцев, которые проживали в Петербурге еще со второй половины XVIII века. Она получила хорошее домашнее образование и в совершенстве знала несколько иностранных языков.
По мнению потомков пары, дед и бабка Ленина познакомились задолго до женитьбы, так как Гроссшопфы были знакомы с тем самым богатым родственником Бланков, что перевез последних в Петербург.
Союз еврея-выкреста и обрусевшей немки оказался на удивление плодовитым. В семье родилось шестеро детей: старший сын и пять дочерей. Предпоследней дочерью была Мария, мать Ленина.
В 1838 году бабушка Ленина умирает, оставив мужа с шестью детьми на руках.
К тому времени Александр Дмитриевич уже вернулся на государственную службу. Служил штаб-лекарем на флоте, работал в больнице св. Марии Магдалины, занимался акушерством и хирургией.
В 1837 году дед Ленина спас серьезно заболевшего Траса Шевченко.
Жалованья врача на содержание постоянно растущей семьи не хватало и Бланки продали и прожили почти все, что имели или получили в приданное и наследство. Овдовев, Бланк начинает искать место повыгоднее, решив стать не врачом, а чиновником по врачебной части.
Сестра жены и Пермь
В 1841 году Александр Дмитриевич получает разрешение на брак с вдовой Екатериной Ивановной фон Эссен, сестрой свой покойной жены. Разрешение было получено, но не использовано.
По одной из версий, столь близкородственному браку воспротивилась родня сестер Гроссшопф .
В том же 1841 году Александр Дмитриевич получает назначение на должность инспектора Пермской врачебной управы и переезжает вместе с детьми в Пермь.
Екатерина Ивановна следует вслед за Бланком и больше они не расстанутся до самой ее смерти в 1863 году.
С карьерой чиновника у деда Ленина не сложилось. Его обвинили в недобросовестности и чуть под суд не отдали. Александр Дмитриевич был вынужден подать в отставку. Он вновь вернулся к врачебной практике, служа в уральских заводских и фабричных госпиталях.
В 1843 году Бланк получает чин надворного советника, который дает право на потомственное дворянство. В 1847 году он подает в отставку и переезжает с семьей в Казанскую губернию.
Казанская губерния была выбрана из-за Екатерины Ивановны. Она жила там с покойным мужем и не растеряла прежних связей.
Вот так истории и творится, по знакомству.
Помещик средней руки
Здесь же, в Казанской губернии, Бланк покупает имение Кокушино «с 40 ревизорским душами мужского пола» и становится помещиком, как бы теперь сказали, среднего класса.
Имение было приобретено в долг и на деньги Екатерины Ивановны. Бланк за годы службы состояния так и не нажил.
Александр Дмитриевич заканчивает свою врачебную карьеру и начинает земледельческую. Последняя в финансовом плане удается ему куда как лучше и за счет Кокушино еще его внук Ленин в иммиграции кормиться будет.
Что доктор Бланк прописал
Став помещиком и дворянином, дед Ленина продолжал лечить друзей и знакомых, давать частные консультации.
Его взгляды на медицину и фармацевтику во многом революционны даже сегодня, спустя полтора с лишним века.
Доктор Бланк был против лекарств, считая, что врачи сами не знают, как действует та или иная пилюля. Просто выписывают и смотрят по пациенту, как подействует.
Доктор Бланк уважал лишь хирургию, где врачебное вмешательство оправдано, в остальном же организм сам лучше знает, что ему надо.
Доктор Бланк был приверженцем молочной и яичной диеты. Мясо не особо уважал. Чай и кофе не пил и детям своим не давал.
Самым действенным методом лечения доктор Бланк считал водотерапию: ванны, обертывания, внутреннее потребление минеральной воды.
Когда одна из его уже взрослых дочерей заболела брюшным тифом, он первым делом выбросил все скляночки-бутылочки, что ей прописали без его ведома, и устроил ей ванны и контрастные обертывания. Девушка быстро пошла на поправку.