Найти тему
Роберт Коровин

Культ "Колумбайн", последователи американских школьников убийц.

Около полудня 17 октября в керченский политехникум вошел Владислав Росляков. Он был одет точно так же, как Эрик Харрис в 1999 году, когда со своим другом Диланом Клиболдом расстрелял в школе 15 одноклассников. Владислав убил 20 человек и застрелился. По числу жертв он превзошел своих предшественников.

 Причины трагедии, которые в скором времени установит следствие, наверняка окажутся «поверхностными». Накажут, скорее всего, ответственных за безопасность, уволят нескольких чиновников, возможно, привлекут родителей, если выяснится, что оружие находилось дома без надлежащего присмотра. В Крыму, да и по всей России пройдут совещания по безопасности в учебных учреждениях, примут новые регламенты, выделят бюджеты на покупку рамок металлодетекторов — и все затихнет до следующего раза.

Сколько уже таких «следующих» было? Москва, Ивантеевка, Новосибирск, Шадринск, Пермь, поселок в Бурятии. За один 2018 год в школах в перестрелках или поножовщине пострадали 34 человека. Керчь «задрала планку», прибавив, по разным оценкам, от 50 до 70 пострадавших в сухую статистику. Почему так происходит? Почему 18-летний парень берет оружие и идет убивать сокурсников без планов выжить после этого? Почему в качестве модели для подражания он выбрал несчастливого американского подростка, убивающего одноклассников?

Подражатель или последователь?

-2

Эффект «Колумбайна» не закреплен пока ни в одном учебнике по психологии или психиатрии. С исторической точки зрения Дилан и Эрик в 99-м не сделали ничего сверхъестественного. Похожие случаи массовых убийств в учебных заведениях случались как до, так и после, но не получали такого широкого резонанса и не оказывали такого влияния на массовую культуру. Прошло 19 лет, а «Колумбайн» вспоминают при любой, даже отдаленно похожей трагедии.

  • Два обозленных на мир подростка нашли в нацистской идеологии отдушину и в день рождения своего кумира Адольфа Гитлера устроили кровавую баню в родной школе. Они были представителями субкультуры «прирожденных убийц», которая появилась после одноименного фильма режиссера Оливера Стоуна. Картина, тонко подчеркивающая проблемы современного общества, одновременно несла и свои собственные идеалы — через главных героев. Убивая, те считали, что смогут застолбить себе место в истории, что их запомнят.

Эту идею, к сожалению, успешно реализовали Дилан и Эрик из школы «Колумбайн». Им действительно удалось попасть в историю. Для большинства их поступок был бесчеловечной выходкой, но для некоторых стал примером и даже символом борьбы и протеста. Появились последователи и подражатели.

Цитаты из дневника Дилана и Эрика перед совершением преступления:

«Мы избранные», «У нас будут последователи», «Мы похожи на богов», «Мы выше человечества», «Мы  вас ненавидим, потому что вы не принимаете нас в свой круг», «Мы были изгоями. Вы за все заплатите. А нам все равно — мы все равно умрем, но мы оставим след в истории», «Я ненавижу все. Почему я не могу умереть…», «У тебя отличный день, но ты вспоминаешь, что полон любви, которая никому не нужна».

-3

Разница межу последователем и подражателем существенна. Последователь действует рационально и полностью осмысливает свои действия. Он отдает себе отчет — зачем, почему и как именно он совершает преступление. Понимает основную идею, которую преследовали его «кумиры», и разделяет ее.

Подражатель реагирует на яркий эмоциональный образ. Молодой человек чувствует дискомфорт, отчужденность в семье, он не может по каким-либо причинам найти контакта со сверстниками, не пользуется их уважением. В таком состоянии образ бунтарей, идущих наперекор системе и обществу, может стать отдушиной. Случается то, что психологи называют «ага-переживание»: «Да! Я думал точно так же! Да! Это все мне понятно и близко!» Подросток начинает углубляться в эту ситуацию и примеряет поступок на себя. Срабатывает естественный для этого возраста механизм подражания.

-4

Мотивы и причины, побуждающие людей пойти на такой шаг, как массовые убийства в школах, каждый раз разные. В каких-то случаях это связано с психическими проблемами у нападавшего, в других влияет ситуация в семье или даже политические и общественные взгляды убийцы. В прессе часто сравнивают каждого нападавшего с убийцами из школы «Колумбайн», но очень часто такое сравнение неоправданно — общим можно счесть сценарий нападения, да и то не всегда. Такие трагедии очень сложно связать с каким-то одним фактором — они чаще всего становятся результатом многих процессов. Поэтому часто попытки что-то запретить или придумать заново — не дают результата.