14 сентября 1935 года Центральный комитет партии и советское правительство приняли постановление № 2074 «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска». Проектные работы выполнил коллектив специалистов, которыми руководили гидротехники С. Я. Жук, В. Д. Журин, Г. А. Чернилов и другие. 23 мая 1938 года технический проект Рыбинского гидроузла был утвержден экономическим советом при Совнаркоме СССР.
С 1938 до конца 1941 года ведутся строительные работы на сооружениях гидроузла: 24 июня 1940 года перекрыто русло реки Волги в створе гидроузла, начато возведение земляной плотины Рыбинского гидроузла и водосбросной плотины. 25 октября 1940 года перекрыто русло в створе реки Шексны. Одновременно ведется монтаж первого и второго агрегатов Рыбинской ГЭС. 1 декабря 1940 года началось наполнение Рыбинского водохранилища. 17 мая 1941 года введена в эксплуатацию правая нитка Рыбинского шлюза.
В августе 1941-го над Рыбинском появился первый фашистский самолет-разведчик. Полетал над городом, долго кружил над Рыбинской ГЭС. Первый директор Рыбинской ГЭС Сергей Николаевич Андрианов вспоминал, как его вызвал начальник Волгостроя Владимир Журин и приказал тщательно соблюдать маскировку: «Электростанция, правда, мало похожа на действующую, – ни стен, ни крыши, да береженого Бог бережет».
Под нагромождением арматуры, лесов стояли почти готовые к пуску мощные в то время гидроагрегаты.
Сергей Николаевич вспоминал: «На территории Ярославской области был сбит фашистский самолет. У вражеского летчика были найдены документы, свидетельствующие о том, что он награжден орденом за ... прямое попадание в Рыбинскую гидроэлектростанцию. Недостроенное здание, машинный зал без крыши, круглые бетонные кратеры, подготовленные для установки шести агрегатов – сверху все это было похоже на воронки от метко сброшенных авиабомб».
В сентябре все уже было готово к пуску первого гидроагрегата. Можно было начинать наладку. Но в каждой смене – всего один опытный машинист. Для обучения сложным рабочим профессиям стали спешно набирать молодежь из Рыбинска и окрестных деревень.
«Подготовка первых кадров эксплуатационников проводилась тут же, на строительстве, где были организованы курсы по подготовке дежурного персонала гидростанции, – пишет в своих воспоминаниях Сергей Андрианов. – В основном это были девушки – вчерашние школьницы. Будущий оперативный персонал проходил кратковременную стажировку на Угличской ГЭС».
«Девчонки старались как могли, – вспоминает о том времени Глеб Липенский. – С большим трудом справлялись с тяжелыми штурвалами задвижек. Втихомолку плакали, размазывали слезы перепачканными машинным маслом ладонями. Каждой из них начальник смены Владимир Казанков долго рассказывал, что и как надо делать, а через несколько дней устраивал «экзамен». Выслушивая неуверенные, сбивчивые ответы, брался за голову: «Слушай, деточка. Мы ж с тобой эту машину пускать будем. Если что не так – загубим, пропадет». Вновь и вновь повторял он свои объяснения.
Все работы по подготовке электростанции к пуску возглавлял молодой энергичный Сергей Андрианов. Наладкой электрического оборудования руководил начальник электроцеха Валерий Волков. Ему пришлось не только вводить в работу оборудование, но и монтировать распределительные устройства, панели, приборы, поскольку к началу сентября от бригады монтажников остался только один бригадир, а вскоре и того проводили на фронт.
На берегу, на открытой подстанции, стояли трансформаторы, выключатели, разъединители. Ни Волков, ни Андрианов их раньше в глаза не видели. А для монтажа прислали пятнадцатилетних мальчишек ...
Осень сорок первого выдалась дождливой. Чтобы вода не затекала в обмотки, Андрианов распорядился срочно изготовить металлические каркасы, укрепить их на крестовинах генераторов и обтянуть брезентом. Начальник Волгостроя Журин сам пролетел на военном самолете над стройкой и убедился, что ничего с воздуха не видно.
Утром, 31 октября, поднять правобережную опору помешал разыгравшийся с ночи восточный ветер. Погода наладилась только к полудню. Застрекотали собачки лебедок, поползли по земле стальные тросы. Преодолели момент максимальных нагрузок. Через час мачта поднялась над плотиной и стала видна на много километров вокруг. И вот, когда казалось, ничто не может помешать подъему, надрывно загудели Волжские пароходы. Со стороны моста, вначале еле заметные, потом отчетливо различимые, в небе показались точки шести фашистских самолетов.
Многотонная громада застыла в воздухе. Опора не продержится долго на весу, натянутые до предела тросы сдадут, вытянутся. Возросшие в несколько раз усилия вырвут из земли якоря, разрушат шестеренки лебедок, и конструкция рухнет на землю, мгновенно превратившись в бесформенную груду металла. Поэтому об укрытии и речи не было.
Завывание «юнкерсов», залпы зениток, разрывы бомб слились в сплошной звук. Взрывы слышались то справа, то слева. Большая часть бомб упала в воду. Лишь два фугаса взорвались невдалеке, упав на штабеля лесоматериалов, осыпав монтажников мокрым песком. Это было совсем близко, в воздух полетели куски досок и щепки ... Потом самолеты повернули назад. Работать стало спокойнее. Но они не ушли, а только развернулись и затем снова стали приближаться. Зенитки левого берега сбили одного фашиста. Вспыхнув, самолет пошел прямо в реку. Только после этого остальные самолеты развернулись и стали удаляться совсем. Всего девять минут, показалось, будто прошла вечность.
С наступлением сумерек опора стояла на месте, намертво закрепленная на фундаменте.
18 ноября 1941 года введен в эксплуатацию и дал промышленный ток Москве первый агрегат Рыбинской ГЭС, мощностью 55 МВт. В ноябре 1941 года в связи с приближением линии фронта строительство ГЭС временно было прекращено. При этом агрегат работал в недостроенном здании ГЭС. Чтобы защитить его от снега и дождя, над ним был раскинут брезентовый шатер. Эти сооружения в шутку назвали «цирк шапито». Пульт управления обогревался с помощью временных электропечей, которые изготовили строители. О том, что происходило на гидроузле, не знали даже в городе.
15 января 1942 года введен в эксплуатацию второй гидроагрегат станции. Персонал станции работал в очень тяжелых условиях, особенно в зимний период. Не было центрального пульта управления, аварийного освещения и мастерских для ремонта электрического и механического оборудования. Штат ремонтного персонала также не был укомплектован. Тяжелые трудовые условия на гидроузле мог выдержать не каждый мужчина, девушкам приходилось еще сложнее. Смена длилась с восьми утра и до полуночи. Выходных дней не было. Из агрегатов «выжимали» максимальную мощность, не считаясь при этом с удельными расходами воды. Температура меди статоров гидрогенераторов достигала 110 градусов. Но работников станции беспокоило иное – из недавно созданного Рыбинского водохранилища в водоводы турбин в большом количестве поступали плавающие деревья, мусор, торф. В результате сороудерживающие решетки сильно засорялись, снижая и без того низкий напор на турбины.
К марту 1942 года основную группу строителей эвакуировали на восток. Часть строителей осталась на эксплуатации сооружений гидроузла.
Чтобы дать Москве больше электроэнергии, Рыбинская ГЭС срабатывала воду из водохранилища до самых низких отметок.
В апреле 1942 года во время весеннего половодья, объекты строительства обследовала специальная комиссия, которую возглавлял С. Я. Жук. Комиссия признала целесообразным в помощь эксплуатирующим наркоматам создать небольшую строительную организацию под тем же названием Волгострой, чтобы обеспечить нормальную работу незаконченных сооружений и устранение главнейших недоделок. В течение всего 1942 года коллективом Рыбинской ГЭС проводились масштабные работы по повышению надежности эксплуатации станции.
15 августа 1944 года Государственным Комитетом Обороны принято постановление об окончании первоочередных работ на строительстве ГЭС.
15 августа 1945 года введен в действие третий агрегат Рыбинской ГЭС.
В 1946 году Рыбинское водохранилище подготавливается к наполнению до проектной отметки. До создания водохранилища река выходила из берегов и затапливала близлежащие дома. Со строительством Рыбинской ГЭС уровень воды стало возможно контролировать. Был создан водный путь по реке Волге, соединяющий исторические центры, тем самым способствующий развитию туризма в области. Водохранилище на данный момент является еще и большим стратегическим резервом пресной воды, не менее важным, чем нефть.
31 марта 1948 года введен в эксплуатацию четвертый гидроагрегат. Затем, в декабре 1949 года, в работу пущен был пятый агрегат и через год, 30 декабря 1950 года, был запущен последний, шестой, гидроагрегат.
В годы Великой Отечественной войны Рыбинская ГЭС и ее работники оказали неоценимую помощь стране в достижении победы над врагом. Когда немецкие полчища рвались к Москве, Рыбинская ГЭС дала первый ток столице. Электроэнергия, получаемая из Рыбинска, позволила еще шире развернуть выпуск боевой продукции на предприятиях Москвы.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки! Впереди будет много интересного!