Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера. Эскадренный разведчик. «Баян»

Оглавление

Японо-китайская война 1894-1895 годов стала первым столкновением современных флотов за почти 30 лет, после битвы при Лиссе 1866 года. Ее уроки изучались всеми морскими державами, конечно с легким налетом расового высокомерия, ведь сражались с обеих сторон азиаты. Однако определенные выводы пришлось делать. В частности оказалась недостаточной для эскадренного боя защита даже бронепалубных крейсеров («Мацусима» в битве при Ялу от одного 305-мм снаряда потерял убитыми и тяжелоранеными 58 и 7 человек соответственно, одно из орудий снесло за борт, а китайские крейсера просто тонули один за другим).

Российские адмиралы задумались о более защищенных кораблях, которых можно было бы поставить в строй эскадры, но который мог быть при этой эскадре разведчиком. Концепт крайне нетипичный для российского флота того времени, мечтавшего о масштабной крейсерской войне против "блестяще изолированной Британии, и строившей броненосные и бронепалубные рейдеры.

Так как война, случившаяся в Восточной Азии, кардинально изменила расстановку сил на Тихом океане (Китай перестал быть заметной морской силой, а Япония наоборот резко усилила свой статус), русские адмиралы вполне логично пришли к концепции эскадренного броненосного крейсера для ограниченных ТВД, варианты которого уже развивались в Италии, Австро-Венгрии, Южной Америке и Японии.

Планируемой для Дальнего Востока эскадре из 10 эскадренных броненосцев были необходимы разведчики при эскадре. Бронепалубные крейсера 1-го и 2-го рангов на эту роль оказались по опыту японо-китайской войны непригодны.

Русскому флоту на Дальнем Востоке предстояло действовать в основном в прибрежной зоне и иметь дело с полноценными эскадрами противника, ввиду чего уменьшение автономности и дальности плавания становилось адекватной платой за усиление бронирования и повышение живучести.

14 марта 1897 года капитан 1 ранга А.М.Абаза представил управляющему Морским министерством проекты трех французских крейсеров («Потюо», «Дюпюи де Лом» и увеличенной «Светланы»). Наибольшее внимание привлек «Потюо», хотя сам Абаза «всякий раз радовался, что это французский крейсер, а не русский, поскольку он являл собой образец того, как не надо строить». Но остальные вообще не соответствовали требованиям.

7 мая 1897 года состоялось совещание, посвящённое утверждению проектного задания на новый крейсер, под председательством Управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова, в котором приняли участие адмирал К. П. Пилкин , вице-адмирал С. П. Тыртов 2-й, вице-адмирал Н. И. Казнаков, вице-адмирал С. О. Макаров, вице-адмирал Ф. К. Авелан , контр-адмирал Н. И. Скрыдлов , контр-адмирал Н. Н. Ломен , генерал-майор А. С. Кротков (и. о. Главного инспектора морской артиллерии), инспектор механической части Н. Г. Нозиков , инспектор кораблестроения Н. Е. Кутейников.

Совещание выработало техническое задание для нового типа русского крейсера: Предельное водоизмещение — 6700 тонн; Корпус «нормального устройства», обшитый в подводной части деревом и медью; Скорость 21 узел; Дальность плавания до 7000-8000 миль со скоростью 10 узлов; Два гребных винта; Водотрубные котлы Бельвиля; Карапасная броневая палуба и бортовая броня до верхней палубы; Артиллерийское вооружение: 2х8", 8-10x6" и 20x3" пушек; Возможность погонного и ретирадного огня из трёх орудий; Броневая защита 8" и 6" орудий щитами круппированной стали, броневая защита части 3" орудий; Три подводных минных аппарата — один носовой и два кормовых; Один или два боевых марса; Таранный форштевень. И общее- «Крейсера должны будут нести разведочную службу при эскадре, не переставая в то же время быть боевыми судами».

Новинки зарубежных флотов были подвергнуты критике- «Дюпюи де Лом» за низкую скорость и запасы угля, британцы-за недовооруженность их крейсеров, чилийская «Эсмеральда» -за слабую защиту артиллерии.

«Совещание не могло остановиться ни на одном из рассмотренных образцов», находя, что сочетание их основных тактико-технических элементов (скорость хода, запас топлива, вооружение, бронирование) выбрано не настолько удачно, чтобы брать за прототип какой- нибудь из этих крейсеров.

ГМШ в письме 11 июня 1897 года скорректировал задание, добавив возможность увеличения водоизмещения до 7000 тонн, требование 8" орудия разместить в закрытых башнях и число погонных орудий довести до пяти.

Загруженность российских верфей заставила обратиться к императору с просьбой построить крейсер за границей. «Принимая во внимание настоятельную потребность в крейсерах», Николай II разрешил постройку одного крейсера во Франции.

Это не было исключительным случаем, перед Русско-Японской для России за рубежом было построено 2 броненосца (Франция и США), 6 крейсеров (Франция, Германия, США, Дания), 10 больших миноносцев (Франция, Германия и Британия).

Предложения отправили французским верфям. Франция это союзник, кредитор и особые отношения с генерал-адмиралом. 12 декабря 1897 года МТК рассмотрел три французских проекта бронированных крейсеров: два от общества «Форж э Шантье» (отделения в Гавре и в Тулоне), а также от фирмы «Ателье э Шантье де ла Луар». В заданное возмещение уложились только луарцы- 6741 тонна, остальные смогли 7550 и 7800 тонн.

По итогам рассмотрения МТК сообщил, что проект Тулонской верфи (инженер Лагань) «представляется во всех отношениях настолько удовлетворительным, что заставляет забывать об избытке его водоизмещения в 800 т».13 декабря 1897 года протокол заседания МТК был одобрен генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем, после чего управляющий Морским министерством дал распоряжение о заключении контракта.

Разумеется, выбрав проект Лаганя, МТК выдал к нему пакет замечаний, от усиления форштевня до вентиляции артиллерийских погребов. Это все увеличивало водоизмещение еще на 200 тонн. Пришлось отказаться от обшивки днища деревом и медью. При этом завод рассчитал дальность на 10 узлах в 7800 миль, а по подсчетам МТК получалось около 3000.

Лаганю также удалось убедить МТК отказаться от крупповской брони, ибо французские заводы, которые ее освоили, были перегружены заказами и по срокам готовности крейсера не успевали.

«В виду серьезности причин, заявленных Лаганем о невозможности поставить на заказываемый ему крейсер в 7800 т брони круппированной, нахожу возможным допустить обыкновенную гарвеироеанную броню, только условия пробы должны быть предьявлены серьезные»- управляющий Морским министерством П. П. Тыртов

Французы, кстати, предложили построить сразу два крейсера, это обошлось бы на втором на 200 тысяч франков дешевле, а готов он был бы всего через полгода после первого. Но контракт 25 июня (08 июля) 1898 года подписали только на один. Стоимость корабля без вооружения составила 16 400 000 франков ( 6,1 млн рублей). Срок постройки не более 36 месяцев со дня заключения контракта и 4 месячный срок для проведения испытаний и приемки корабля в казну.

По контракту крейсер должен был иметь длину между перпендикулярами 135 метров, ширину на миделе по грузовой ватерлинии 17,5 метров, глубину интрюма (высоту корпуса) от киля до прямых бимсов верхней палубы — 11,6 метра и углубление при полной осадке 6,7 метров. Водоизмещение (не считая 160-тонного запаса пресной воды в двойном дне для питания котлов) 7802 тонн; масса корпуса "с полным внутренним устройством и принадлежностями" 4838 тонн, причем на артиллерию отводилось 558, а на минное вооружение 44, энергетическую установку 1390, запасы топлива 750 тонн; суммарная мощность двух паровых машин вертикального типа 16500 л. с., скорость 21 узел. Метацентрическая высота от 0,86 до 1,33 в зависимости от нагрузки. Общая масса брони составляла 1450 тонн.

Крейсер заказывался по судостроительной программе 1896-1902 годов, принятой в июле 1895 года.

21 декабря 1898 года император Николай II присвоил строящемуся крейсеру имя «Баян». 11 января 1899 года приказом по Морскому ведомству корабль зачислили в списки флота. Приказом от 10 января из списков флота исключался «по совершенной негодности к дальнейшей службе» бывший корвет — учебное судно с тем же названием.

Боя́н  — древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж «Слова о полку Игореве».

Перед докладом императору Главный морской штаб озадачился вопросом правописания: «Баян»» или «Боян». Согласно справке Военно-морского ученого отдела ГМШ слово «баян» этимологически восходит к глаголу «баяти» — рассказывать, по другим — к глаголу «боятися» — «бояться»», и тогда нужно писать «боян». Было в итоге решено, «не вдаваясь в ученые изыскания, сохранить то же название и с тем же правописанием, которое носил его предшественник».

Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года
Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года
Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года
Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года
Броненосный крейсер 'Баян' во время ходовых испытаний
Броненосный крейсер 'Баян' во время ходовых испытаний

Броненосный крейсер 'Баян' во время ходовых испытаний
Броненосный крейсер 'Баян' во время ходовых испытаний
«Баян» на испытаниях, май 1902 года
«Баян» на испытаниях, май 1902 года

Строила броненосный крейсер верфь Ла Сейн ( La Seyne-sur-Mer ) в г. Тулоне. Наблюдающим за строительством 2 ноября 1898 года стал капитан 1-го ранга И. К. Григорович, а механизмы принимали инженер-механик К. П. Боклевский и инженер-механик Д. А. Голов.

С французской стороны постройкой крейсера руководили президент совета администрации Ж.Пастрэ. главный директор Видман. директор завода в Ла-Сене Лагань, директор завода в Марселе Мадамет, главный инженер завода в Ла-Сене Ле Го, корабельный инженер Реффус, инженер- механик завода в Марселе Гейер.

«Чистота и аккуратность работ на французских заводах — замечательные, и не только оставляют за собой качество работы на английских и американских заводах, но превосходят даже качество работ на немецких заводах. Аккуратное и слишком мелочно-пунктуальное отношение завода в Ла-Сене к чистоте работы вредит даже в значительной степени скорости постройки»-кораблестроители Н.И.Дмитриев и В.В.Колпычев

24 ноября (6 декабря) 1898 года состоялась закладка первого листа горизонтального киля. Официально одновременная закладка «Баяна» и «Цесаревича» проведена 26 июня (8 июля) 1899 года, церемония прошла скромно, офицеры были в штатском, русский флаг не поднимали. Такая установка была из Петербурга. К этому времени на стапеле уже было собрано днище крейсера, установлены и шпангоуты выше броневой палубы.

После ухода главного конструктора и директора верфи в Ла Сейн А. Логаня в администрацию общества «Форж э Шантье», директором завода стал Фурнье, отношение к русским заказам стало гораздо прохладнее, строительство затягивалось, предпочтение отдавалось французским крейсерам. В рапорте от 4 августа Григорович писал, что «начинают чувствоваться без всякого основания разные препятствия и отказы по снабжению и постройке».

Главные машины изготавливал завод Forges et chantiers de la Méditerranée в Марселе, котлы — завод в Сен-Дени близ Парижа. Паровые динамо-машины заказали в Париже заводу «Сотер и Харле», электродвигатели водоотливных насосов — заводу «Бреге», якорь-цепи и гребные винты приобрели в Англии. Сталь и броневые плиты заказали известным французским заводам: «Сен- Шамон», «Шатиллон», «Шнейдер-Крезо», « Маррель», «Сент-Этьен».

Русские представители вынуждены были часто браковать недоброкачественно или не по чертежам изготовленные детали. Российский военно-морской агент в Великобритании капитан 1-го ранга И. П. Успенский забраковал якорь-цепи для «Баяна», изготовленные мелкой британской фирмой «Генри Вуд и Ко» по заказу французских корабелов. В Марселе русские приёмщики забраковали вал упорного подшипника левой машины, крышку цилиндров высокого давления и два золотниковых поршня.

В конце 1899 года Григоровича и Боклевского сменили командир крейсера А. Р. Родионов и корабельный инженер И. А. Гаврилов.

29 марта 1901 года завод посетил президент Франции Э.Ф.Лубе, ему показали модели «Цесаревича» и «Баяна», представили русских офицеров. Командиров кораблей наградили орденами Почетного легиона, старших офицеров — Командирскими крестами.

В октябре 1901 года на «Цесаревиче» и «Баяне» побывал генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович.

Летом 1901 года готовность «Баяна» по корпусу составляла 90%. 30 мая, с опозданием на пять месяцев, крейсер был спущен на воду, правда без изготовленных в Англии гребных винтов, оказавшихся бракованными. На церемонию из Парижа приехала великая княгиня Анастасия Михайловна, она находилась на верхней палубе и во время схода корабля со стапеля.

Браковались и детали механизмов, коленчатые валы, поршни и т.д. Рама правой машины не подошла к своему фундаменту и была возвращена для доработки. Ждали и новые детали для левой машины вместо бракованных.

Однако наиболее проблемным стал вопрос брони. Только две партии были поставлены по графику. Заказанные на январь 1900 года 16 плит поясной брони завода «Сен-Шамон» в марте при обстреле на полигоне оказались негодными. Забракована была партия казематной брони завода «Рив де Жие» и плиты брони для башен. Во время обстрела на Гаврском полигоне в январе 1901 года 150 мм башенную плиту насквозь пробило 164,7 мм снарядом. Следующую плиту в марте пробил уже 138,6 мм снаряд. Завод «Сен-Шамон» переделывать броню для башен отказался.

Французы нашли новых поставщиков, лишь бы не обращаться к Круппу, броню носовой башни делал завод «Маррель Фрире», а кормовой — «Шатийон Комментри» по заказу от июля 1901 года.

Технологические проблемы, забастовки рабочих Луарского угольного бассейна, массовый брак...

В результате после переделки последнюю плиту толстой поясной брони установили на место 26 апреля 1901 года, с опозданием на 456 дней, а последние плиты для кормовой башни были получены с завода лишь в сентябре 1902 года.

В ходе строительства по предложению А. Р. Родионова с фок-мачты убрали боевой марс с двумя 47-мм пушками, изменили рангоут и расположение прожекторов, установили сирену, электрический привод золотника рулевой машины заменили гидравлическим. По требованию К. П. Боклевского усилили переборки бортовых угольных ям, обнаружившие при испытании стрелку прогиба до 70 мм. Заказчик отказался от герметичных угольных ям для нефтяного отопления, вместо якорей Марреля поставили якоря Холла со штоком, изменили чертежи мачт, расположение некоторых внутренних помещений и устройств.

В 1902 году командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Р. Н. Вирен . В том же году для измерения вибрации,обнаруженной при первом заводском испытании, на крейсер прибыл подполковник по Адмиралтейству А. Н. Крылов .

24 апреля 1902 года на «Баян» прибыли 370 человек команды и четыре офицера. Французские власти выделили отдельный поезд со специальными сопровождающими от Дюнкерка до Тулона. По всему маршруту моряков приветствовали криками «Vivi La Russie!», на станциях устраивали манифестации, а в Лионе на платформе встречали почетным караулом с оркестром.

Пробы котлов и вспомогательных механизмов провели в январе 1902 года, первый самостоятельный выход крейсера в море состоялся в апреле. Обнаружилось, что из-за чрезмерного облегчения корпуса возникала сильная вибрация оконечностей в диапазоне скоростей 14–17 узлов. Частично проблему решили подкрепления корпуса по расчетам Крылова. 14 и 16 октября 1902 года у Йерских островов прошли первые ходовые, прошли неудачно, всего 5 часов и скорость не дотягивала до контрактной.

Устранение недостатков и новые испытания продолжались в течении всего года. Максимальная скорость составила 20,97 узлов, зато осадка всего 21 фут 3 дюйма, меньше контракта. 16 декабря 1902 года комиссия подписала приемный акт, в котором сообщалось, что крейсер успешно прошел все испытания и «никоим штрафам не подлежит». .

-7

-8

-9
-10

Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Крейсер «Баян» на Балтике, июль 1903 года
Крейсер «Баян» на Балтике, июль 1903 года
Броненосный крейсер Баян в Кронштадте, лето 1903 года
Броненосный крейсер Баян в Кронштадте, лето 1903 года
На Балтике пере уходом на Тихий океан
На Балтике пере уходом на Тихий океан
-17
-18
-19
Броненосный крейсер Баян, 1903 год
Броненосный крейсер Баян, 1903 год
-21

Весной 1903 года Баян совершил переход в Кронштадт, где 22 июля принял участие в генерал-адмиральском, а 26 июля — в императорском смотре. В тот же день крейсер вместе с броненосцем «Ослябя» направился в Средиземное море на соединение с броненосцами «Цесаревич» и «Император Николай I». По планам ГМШ, этот отряд должен был выйти на Дальний Восток для укрепления эскадры Тихого океана.

Однако 9 (22) августа «Ослябя» попал в аварию в Гибралтарском проливе, и «Баян» продолжил путь в одиночку. 25 сентября 1903 года броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» покинули Средиземное море, направляясь на Дальний Восток. В пути команда крейсера занималась учебно-боевой подготовкой.

30 ноября приказом начальника эскадры Тихого океана № 984 «Цесаревич» и «Баян» были зачислены в её состав и начали подготовку к окраске в боевой цвет.

В поход на Дальний Восток «Цесаревич» и «Баян» вышли без дальномеров Барра и Струда. У «Баяна» обнаружился еще один неприятный недостаток-ставни орудийных портов откидывались от ударов волн при сильном волнении.

-22
-23
-24
-25

-26
-27
Схема бронирования «Баяна». Реконструкция С. Е. Виноградова Источник: tsushima.su
Схема бронирования «Баяна». Реконструкция С. Е. Виноградова Источник: tsushima.su
-29
-30

«Баян», с 1905 года «Асо» 阿蘇 Forges et chantiers de la Méditerranée, Ла Сейн. Завод. № 953. Заложен декабрь 1898. Включён в списки флота 11 января 1899 года. Строительство начато март( 26 июня (8 июля)) 1899. Спущен на воду 20 мая (12 июня) 1900 года. Введён в эксплуатацию октябрь-декабрь 1902 года. Потоплен 26 ноября (8 декабря) 1904 года в Порт-Артуре. Выведен из состава флота 1 января 1905 года.

Япония- Захвачен 1 января 1905 года. Поднят 22 августа 1905 года и отправлен на восстановительный ремонт. 22 августа 1905 года включён в состав японского флота под названием «Асо» 阿蘇 (в честь вулкана на о. Кюсю). Введён в эксплуатацию 1908 года. Выведен из состава флота 1 апреля 1930 года. Потоплен в качестве мишени 8 августа 1932 года тяжёлым крейсером «Мёко»

Водоизмещение 7326 /7805 / 8237 т . Длина 135/137,03 м. Ширина 17,52 м. Осадка 6,5-6,65 м.
Бронирование- Гарвеевская броня-броневой пояс — 60…203 мм, броневая палуба — 51 мм, боевая рубка — 160 мм, казематы — 60 мм, башни — 152 мм
Двигатели- 1903—1904 — 2 вертикальные машины тройного расширения, 26 котлов Бельвиля, 16 500 л. с.(на испытаниях 17 400). Движитель 2 винта. Скорость хода 20,9 узла. Запас угля 750/1200 т. Дальность плавания 3400-3900 морских миль ходом 10 узлов ,2100 при 14 узлах . Автономность: 14 суток при 10 узлах. Экипаж 23 офицера, 550 матросов или 569 человек (17 офицеров, 4 классных чиновников, 8 кондукторов). Вооружение-1903—1904-2 × 203-мм/45, 8 × 152/45 Канэ , 20 × 75/50 мм, 8 × 47 мм, 2 × 37 мм Гочкиса , 4 пулемёта, 2 десантные пушки Барановского Минно-торпедное вооружение 2 подводных торпедных аппарата 381 мм .

1908—1913 - японская модернизация— котлы Миябара , 2 × 203-мм, 8 × 152-мм, 16 × 76-мм (все орудия фирмы «Виккерс»)

-31
-32
-33
-34
-35
-36

Корпус крейсера был собран из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали с применением клепки, форштевень и ахтерштевень были отлиты из стали ( по другим данным из бронзы). Корабль получил полубак, двойное дно, таранный форштевень, верхнюю, батарейную и жилую (броневую) палубы. Двойное дно служило для хранения пресной воды для котлов и делилось на 24 независимых отсека. Наружная обшивка состояла из двух 10 мм листов стали, за ними находились угольные ямы, отделенные бортовыми переборками.

Непотопляемость корабля обеспечивало деление корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 основных отсеков.

Силуэт броненосного крейсера формировал фальшборт на миделе на верхней палубе, две мачты, четыре дымовые трубы с вентиляционными раструбами, боевая и ходовая рубки с мостиками, две надстройки, носовая и кормовая цилиндрические башни главного 203-мм калибра.

На батарейной палубе побортно в казематах устанавливались 152-мм и 75-мм скорострельные орудия Канэ, а также располагались прачечная, каюты кондукторов, лазарет, кубрик команды, походная церковь, а в корме размещались адмиральский салон, помещения адмирала, апартаменты командира, старшего офицера и старшего механика, кубрик команды и кают-компания кондукторов.

На жилой палубе располагались различные кладовые и мастерские, перевязочный пункт, бортовые угольные ямы, кубрики команды, кают-компания офицеров, каюты офицеров и библиотека.

В трюме устраивались цепной ящик, погреба боезапасов главного 203-мм калибра, 152-мм и 75-мм калибра, отделения подводных минных аппаратов, бортовые угольные ямы, котельные и машинные отделения, динамо-машины, румпельное отделение. Обогрев на корабле обеспечивался с помощью парового отопления.

Верхняя палуба имела настил из тиковых досок толщиной 60 мм, на мостиках — 50 мм. Батарейная палуба покрывалась линолеумом.

Крейсер имел две боевые металлические мачты диаметром в степсе 0.9. вверху — 0.7 м с деревянными стеньгами и реями. Общая высота фок-мачты над ватерлинией 38 м, грот-мачты с брам- стеньгой — 46 м. На высоте 22,8 м над ватерлинией на грот-мачте располагался боевой марс, имевший два 47-мм орудия. Элеватор для подъема на марс 47-мм патронов находился внутри мачты. Прикрывались марсы 5-мм стальными листами.

Силовая установка крейсера состояла из двух вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения "Форж э Шантье" на два бронзовых винта и 26 главных водотрубных котлов Бельвиля, объединенных в четыре группы. Дымоходы всех котлов выводились в четыре дымовые трубы, высотой 20,5 м над ватерлинией и 15,0 м над верхней палубой. Кожухи труб изготавливались из стальных 4-мм листов и не имели бронирования. Общая мощность машин 13 600 л.с.

При полном запасе угля 1020 тонн крейсер мог пройти около 3400 миль при экономической скорости хода 10 узлов, а полная скорость хода составляла 21 узел.

Главный броневой пояс по ватерлинии из 52 плит высотой 1,8 метра (ниже ватерлинии 1,2 метра) толщиной 175 мм(200 мм) в средней части корпуса (на протяжении кочегарных и машинных отделений), к нижней кромке уменьшался до 90 (100) мм, в оконечностях до 100-мм в верхней части броневого пояса и до 70-мм - у нижней кромки. В носовой части броневые плиты главного пояса стыковались на форштевне с плитами другого борта. В корме пояс замыкался броневым траверзом толщиной 200-мм. Крепление броневых плит к стальной обшивке производилось посредством тиковой подкладки толщиной 100 мм болтами с резиновыми прокладками.

Главный броневой пояс сверху закрывался броневой палубой из хромоникелевой брони толщиной 30-мм, закрепленной на двухслойный настил палубы из листов судостроительной стали толщиной по 10-мм каждый. Скосов не предусматривалось. По броневой палубе вдоль бортов располагались коффердамы, разделенные на отсеки переборками.

За кормовым траверзом броневая палуба из 30-мм плит, укладывалась на двухслойный настил общей толщиной 15-мм.

Выше броневой палубы располагалась бронированная цитадель с бортовыми броневыми плитами толщиной 60 мм и высотой 2,3 метра, до батарейной палубы. Эти броневые листы крепились на двухслойную стальную обшивку из 10 мм листов.

На батарейной палубе артиллерия размещалась в казематах с бортовыми бронеплитами по 60 мм. Барбеты и вращающиеся части башен главного калибра защищали 132(150) мм плиты, крыши башен 30 мм.

Подачные трубы между батарейной и броневой палубами прикрывались с бортов 132 (150)-мм бронёй. У носовой башни в связи с наличием бортового броневого пояса подачная труба между батарейной и броневой палубой имела толщину 60 мм. а выше батарейной — 150 мм. Боевая командирская рубка защищалась двумя слоями броневых плит общей толщиной 136 (160)-мм и высотой 1,6 м, а крыша листами из маломагнитной стали толщиной 30-мм. Труба для защиты переговорных труб, кабелей телеграфов и указателей была выполнена из кованой стали толщиной 80 мм и имела внутренний диаметр 0,65 м.

Вертикальные броневые плиты крейсера изготавливались из брони, цементированной по способу Гарвея, броня палубы — из мягкой судостроительной стали.

Главный калибр броненосного крейсера состоял из двух 8-дюймовых (203-мм) орудий системы Бринка с длиной ствола 45 калибров, в двух поворотных башнях в носовой и кормовой части. Орудие- стальное, нарезное, с поршневым затвором Розенберга, на станке с центральным штыром. Станок системы Металлического завода с гидравлическим компрес­сором и гидропнев­матическим накатником на вращающемся столе. Башни были уравновешены.

К столу крепился металлический остов башни в форме цилиндра с электрическими и ручными приводами наведения и подачи боезапаса. Время поворота башенной установки на 270° составляло 59-65 секунд. Досылание снарядов и зарядов- вручную, деревянным прибойником двумя канонирами. Угол возвышения орудия в вертикальной плоскости до +15°, максимальный-18, скорострельность - один выстрел в минуту. Элеватор поднимал снаряд каждые 30 секунд.

В расчёт входило 18 человек. В боекомплекте (100 выстрелов на башню) были бронебойные стальные снаряды, чугунные осколочные снаряды и сегментные снаряды весом 88 кг и длиной 50,75-см. Сегментные снаряды осна­щались 45-секундными дистанционными трубками. Заряжание картузное, зарядами бездымного пороха марки 203/45 весом 33 кг. Начальная скорость снаряда 891 м/с при максимальной дальности стрельбы до 11,16 км при угле возвышения +15°. Вес башенной установки составлял около 157 тонн.

Батарея из 8 6-дюймовых (152-мм) орудий Канэ с длиной ствола 45 калибров располагалась на батарейной палубе в трех бронированных казематах (по два в носовом и в кормовом, четыре в среднем). Защита-башенноподобные щиты. Между орудиями- 10-мм поперечные переборки. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором, пружинным накатником и гидравлическим тормозом отката веретённого типа, станки орудий на центральных штырах, с сектором обстрела по горизонтали 100°. По вертикали угол возвышения от -6° до +20°. Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Скорострельность орудия - до 10 выстрелов в минуту c реальным темпом стрельбы от 2 до 4 (4-6) выстрелов в минуту (в зависимости от подготовки расчёта и вида стрельбы). Снаряды и заряды по три штуке в беседке подавались элеваторами со скоростью 0,7 м/с. Расчёт орудия- 6 человек.

Каждое орудие имело свой погреб со стеллажами. В состав боекомплекта(150 выстрелов на ствол) входили бронебойные и осколочные унитарные выстрелы весом 57,4 кг. Стальной бронебойный выстрел состоял из снаряда весом 41,4 кг, длиной 42,56-см содержащего 1,23 кг мелинита с взрывателем 11 ДМ и гильзы весом 16 кг, длиной 111,43-см. Чугунный осколочный выстрел состоял из снаряда весом 41,4 кг, длиной 49,4-см содержащего 1,365 кг чёрного пороха с ударной трубкой образца 1884 года и гильзы весом 16 кг, длиной 111,43-см. Начальная скорость снаряда составляла 792 м/с при максимальной дальности стрельбы в 10 км с углом возвышения +20°. Вес одной установки - 13,25 тонны.

Мощное противоминное вооружение крейсера-20 одноствольных 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров, расположенных на станках системы Металлического завода: два погонных в батарейной палубе впереди носовой башни, два ретирадных в зале адмирала, восемь в среднем каземате, четыре над 152-мм орудиями среднего каземата и по два над орудиями носового и кормового казематов. Восемь орудий на верхней палубе имели щиты. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором, на станке Канэ с центральным штыром, пружинным накатником и гидравлическим компрессором, который откатывался вместе со стволом. Угол возвышения составлял от -7° до +20°, горизонтальный сектор обстрела - 200°.

Вертикальное и горизонтальное наведение производилось в ручную. Скорострельность орудия - до 12 выстрелов в минуту c реальным темпом стрельбы от 4 до 6 выстрелов в минуту. Заряжание пушки унитарное. В расчёт входило 4 человека. Боекомплект (250 на ствол) состоял из бронебойных унитарных выстрелов весом 29,27 кг. Начальная скорость снаряда 823 м/с при дальности стрельбы в 6,4 км при угле возвышения +13°, на прямой наводке пушка била на 915 метров и пробивала броню толщиной до 117-мм. Вес установки с пушкой и щитом - около 4 тонн.

Малокалиберная артиллерия была представлена традиционными гочкисами. 8 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43,5 калибра размещались побортно на верхней палубе в районе миделя(4), на площадке у броневой рубки (2) и на грот-марсе (2). Орудие имело воздушное охлаждение и унитарные выстрелы с ручной подачей. Расчёт пушки - 4 человека.

Боезапас - стальные или чугунные 1,5 кг гранаты. Угол вертикальной наводки составлял от -23° до +25°. Скорострельность пушки - 15 выстрелов/мин., начальная скорость снаряда 701 м/с., а максимальная дальность стрельбы до 4,6 км. Вес установки со щитом до 448,5 кг.

Две одноствольных 37-мм пушки Гочкиса с длиной ствола 23 калибра предназначались для установки на шлюпках. Пушка устанавливалась в стакан, который крепился к борту или другой части судна болтами. Расчёт пушки- 2 человека. Скорострельность составляла 20 выстрелов в минуту. Боезапас (500 выстрелов на ствол) состоял из 500-граммовой гранаты с начальной скоростью в 442 м/с и дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком- до 170 кг.

Для вооружения десантных партий имелись две 63,5-мм десантных пушки Барановского с длиной ствола 19,8 калибра и пулеметы. Орудие стальное, нарезное, с поршневым затвором размещалось на корабельном или колёсном станке. Механизмы горизонтального и вертикального наведения винтовые. Корабельный станок - на специальной тумбе, тремя болтами закрепленной на палубе. Расчёт пушки - 4 человека. Заряжание унитарное, подача боеприпасов вручную. Боекомплект- шрапнельные снаряды весом около 3 кг, содержащие по 56 пуль с 10-секундной трубкой. Скорострельность пушки до 5 выстрелов в минуту. Угол вертикальной наводки от -15° до +80°. При начальной скорости снаряда в 329 м/с. и угле возвышения +20° дальность стрельбы составляла до 2,5 км.

Вес бортового залпа крейсера составлял 342 кг.

Торпедное вооружение для своего времени было довольно скромным, всего два однотрубных 381-мм неповоротных подводных торпедных аппарата системы Металлического завода, установленные побортно в отделении жилой палубы между II и III котельными отделениями под углом 65° к диаметральной плоскости в направлении к баку. Самодвижущаяся мина Уайтхеда (торпеда) образца 1898 года типа R47 имела вес БЧ в 64 кг при весе самой торпеды 430 кг и комплектовалась гироскопическим прибором Обри, который обеспечивал удержание торпеды на заданном курсе. Скорость хода торпеды составляла 30 узлов при дальности действия около 400 метров или 25 узлов при дальности - 900 метров. Боекомплект состоял из 6 торпед.

От предусмотренного проектом третьего носового надводного торпедного аппарата отказались по распоряжению генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича.

Паровые катера крейсера имели съемные аппараты для метательных мин.

Крейсер имел систему управления артиллерийским огнём "Гейслера" и противоминные сети системы Булливана. Сети устанавливались с помощью бортовых шестов, откидываемых на шарнирах.

Водоотливная система состояла из шести паровых центробежных насосов производительностью по 200 тонн в час на нижней палубе, трюмных машинных насосов и паровых эжекторов. Пожарная система- из двух пожарных насосов по 50 тонн в час(в аварийной ситуации могли и откачивать воду). Крейсер был снабжен рефрижераторной машиной. Шлак из котельных отделений поднимали восемь лебедок грузоподъемностью по 150 кг.

Корабль имел четыре якоря Мартина со штоками по 5 тонн каждый, две становые цепи калибром 56-мм и длиной по 320 метров каждая и одну запасную длиной 213,36 метра. Подъем и отдачу якорей осуществляли два шпиля, на верхней палубе.

Спасательные средства крейсера состояли из двух паровых минных катеров длиной по 10,97 метра, двух 20-вёсельных барказов длиной по 11,58 метра, одного гребного 16-вёсельного рабочего катера длиной по 11,12 метра, двух 14-вёсельных лёгких катеров ( адмиральского и командирского) длиной по 10,36 метра, двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, двух 6-вёсельных ялов и матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут.

Электроснабжение корабля на основе постоянного тока с напряжением 105В осуществляли четыре паровые динамо-машины "Вольта" общей мощностью 53 кВт. От них были запитаны лебедки элеваторов орудий, палубное освещение, боевые фонари, системы вентиляции. Помещения и палубы крейсера освещались 600 лампочками в 16,3 и 50 свечей. Пять прожекторов системы Манжена, располагавшиеся: два на носовом мостике, два — на верхней палубе в средней части, один — на площадке грот-мачты, имели диаметр зеркала по 75 см. На случай аварии имелись аккумуляторные батареи.

Для пополнения запасов питьевой воды предназначались два опреснители Круга (по другим данным-Киркальди) производительностью по 5 тонн в сутки каждый. Главные котлы могли питаться водой от испарителей общей производительностью 160 тонн в сутки или из запасов в междудонном пространстве с помощью специального насоса производительностью 20 тонн в час.

В целом бронезащита крейсера была весьма достойной, хотя броневой пояс был довольно узким (60 см над водой), зато значительная часть борта была защищена 60 мм броней верхнего пояса и каземата и общая площадь бронирования была больше, чем у «Асама». Однако дымоходы не бронировались, а котельные отделения сверху не были прикрыты дополнительной броней. Рулевое отделение также было уязвимо, пояс корму не прикрывал. Крыши башен, казематов и рубки от навесной стрельбы были защищены недостаточно.

Паровые машины «Баяна» были унифицированы с машинами эскадренного броненосца «Цесаревич», что позволило снизить их стоимость.

Расположение артиллерии соответствовало стандартам французского флота- башни в оконечностях значительно выше ватерлинии, что позволяло вести огонь в свежую погоду и казематное расположение среднего калибра, гораздо более чувствительное при непогоде.

-37
-38
-39
-40
-41

Боевая служба «Баяна» будет освещена в отдельной статье.

Броненосный крейсер «Баян» стал одним из самых известных кораблей Порт-Артурской эскадры, проявив себя как эффективный и сбалансированный, практически универсальный боевой корабль.

Он был универсальным боевым кораблей эскадры- вел бой с превосходящими силами противника, ходил на разведку, прикрывал действия миноносцев и канонерских лодок, обеспечивал охрану порт-артурского рейда, конвоировал транспорты и заградители, обстреливал береговые позиции врага.

Успехи «Баяна», однако, не лучшим образом отразились на российском флоте. Пытаясь быстрее возместить потери флота при отсутствии современных проектов, Морское министерство заказало еще три подобных крейсера, что сделало тип «Баян» самой многочисленной серией русских броненосных крейсеров. Они вступили в строй уже глубоко устаревшими.

«Баян» стал первым русским эскадренным броненосным крейсером, но при этом он уступал вдвое по бортовому залпу своему однокласснику «Асаме».

Броненосный крейсер «Баян», построенный во Франции, представлял собой новый для русского флота тип кораблей – бронированный разведчик при эскадре, а не автономный рейдер, как предыдущие боевые единицы этого класса. Несмотря на не самые оптимальные тактико-технические характеристики, «Баян» великолепно проявил себя во время Русско-японской войны, став лучшим крейсером Порт-Артурской эскадры.
-42
-43
-44
-45
-46

Больше, лучше, подробнее-ЗДЕСЬ:

-47

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам