Возможно вы уже где-то слышали про «Эффект бабочки»? Если коротко - это термин, который пришел в поп-культуру из естественных наук, в частности из научной работы американского метеоролога Эдварда Лоренца 1972 года «Предсказуемость: может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе » . В свою очередь в названии статьи содержится аллюзия к рассказу Р.Бредбери «И грянул гром», где гибель бабочки во времена мезозойской эры изменяет мир далекого будущего до неузнаваемости. Будем держать это в голове, и развлечемся незатейливым образом: проследив связь между извержением вулкана на небольшом острове посреди Индийского океана и закатами в Лондоне, а также поймем какие последствия имели эти события в мировой литературе, в том числе при чем здесь Пушкин.
Итак, апрель 1815 года, на острове Сумбава, расположенном менее чем в 300км от всем известного Бали, начинается извержение спавшего до этого момента несколько веков, вулкана Тамбора. Этот катаклизм до сих пор считается крупнейшим извержением за всю историю человечества. Взрывы вулкана был слышны на расстоянии 2600 км от него, на острове Суматра их принимали за орудийные выстрелы:
Первые взрывы были слышны на этом острове вечером 5 апреля, — они были слышны во всех посёлках и продолжались с интервалами до следующего дня. Шум повсюду приняли за далёкие пушечные выстрелы, так что войска выступили из Джокьярты, полагая, что на соседний пост совершено нападение, а вдоль побережья были направлены лодки в поисках судна, возможно терпящего бедствие.
Из мемуаров сэра Стэмфорда Раффлза
При магматических выбросах и взрывах Тамборы выделилось в четыре раза больше энергии, чем во время более известного извержения Кракатау 1883 года, а значит составило 800 мегатонн тротилового эквивалента, что более чем в 40 тысяч раз превышает взрыв уничтоживший Хиросиму. Кромешная тьма от пепла стояла в течение нескольких дней в радиусе 600км от острова Сумбава.
Это событие имело как непосредственные последствия, в том числе гибель 71 тысячи человек, так и множество отдаленных. За крупнейшим в человеческой истории извержением, последовал самый холодный год за всю историю метео наблюдении - 1816, или как его прозвали в США «тысяча восемьсот насквозь замерзший». Так же известный как год без лета. Гипотезу взаимосвязи этих двух явлений выдвинул в 1920 году физик и климатолог Уильям Хамфрейс. Массивный выброс пепла в атмосферу, возможно вызвал эффект вулканической зимы, который влиял на климат планеты на протяжении двух последующих лет. Ветры быстро распространили частицы пепла, так называемый стратосферный сульфатный аэрозоль по всему миру, создавая неожиданные оптические явления. Например, летом 1815 года в Лондоне часто отмечались необычно яркие оранжево-красные закаты с фиолетовым или розовом свечением, выше горизонта. А в северо-восточной части США наблюдался сухой плотный туман, который краснел на солнце.
Но конечно среди всей этой красоты, более важным и существенным было падение температуры в среднем, на 0.6 градуса по миру, а в некоторых местах и до 3-5, что конечно отразилось на сельском хозяйстве. Уже в 1815 и 1816 году не только по Азии, но и по Европе, а также по двум Америкам прокатилась волна катастрофических неурожаев и последующего за ними голода.
В это время, летом 1816 года английский писатель и врач итальянского происхождения Джон Полидори и писательница Мэри Шелли, вместе с друзьями проводили лето 1816 года на вилле Диодати в Швейцарии близ Женевского озера. Из-за плохой погоды, компания часто не могла покинуть дом, как следствие холодными июльскими ночами молодые люди решили развлекать друг друга страшными историями. Именно в этот период Мэри Шелли сделала черновой набросок своего «Франкенштейна», а у Джона Полидори появился замысел новеллы «Вампир», как считается – первого художественного произведения, которое описывает вампира. Вот такой неожиданный эффект для мировой литературы. Но это еще не все.
Изменение климата вследствие катастрофы на Сумбаве привело к нарушению устойчивости индийских мусонов, что в свою очередь, помимо голода, предположительно вызвало мутацию холерного вириона в Бенгалий. Новый штамм холеры вызвал смертоносные пандемии на протяжении всего девятнадцатого века. Первые случай были зафиксированы в 1816-1817 годах, болезнь из долины Ганга распространилась по все Юго-Восточной Азий, Ближнему Востоку, Северу Африки и Средиземноморскому побережью Европы, но утихла к 1824, так полноценно до Европы и не докатившись. Но уже в 1829 году последовала новая вспышка, быстро вышедшая из-за пределов Индий в Западную Азию, а оттуда в Российскую Империю и дальше в Европу. Распространению способствовала колониальная политика Западных держав, так как основными переносчиками были моряки и солдаты, служившие в Индий и Индонезий. Кроме того, сильно помогли продвижению инфекции, войны Россий с Персией в 1826 года и Османской Империей в 1828 году. Те же солдаты, которые воевали на территории стран (Иран, Турция), охваченных эпидемией холеры, потом распределились по всей территории России. В том числе принимали участие в подавлении Польского восстания 1831 года.
Все это привело к первой эпидемии холеры в Российской империи 1830-1831 годов. Как раз к этому времени относится плодотворный период болдинского карантина Александра Сергеевича Пушкина, во время которого было написано множество тревожных лирических стихотворении, а также несколько прозаических циклов от задорных «Повестей Белкина» до трагических «Гробовщика» и «Пира во время чумы». В общем ничего удивительного, ведь искусство зачастую становится зеркалом реальности, и литература, как составная его часть, не может не реагировать на события этой самой реальности.
Есть что-то увлекательное в том, чтобы находить скрытые взаимосвязи между не связанными на первый взгляд явлениями. В нашем случае стартовая точка, ни в коем случае не взамах крыльев бабочки, но одна из самых разрушительных катастроф позапрошлого столетия. А обозначенный нами конечный результат, весьма и весьма условен. Кто знает как долго длится инерция того или иного события? Cама по себе попытка это понять ничего не дает, кроме того, что мир непредсказуемо сложен и все в нем взаимосвязано.