Уголовное дело № 25358, состряпанное в 1937-40 гг. в отношении будущего Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, до сих пор овеяно ореолом загадочности и служит источником множественных слухов и домыслов…
Сам Константин Константинович вспоминать об этом не любил, а достоверность печатных публикаций, пропитанных коммунистической (или - резко антикоммунистической) идеологией, к сожалению, часто весьма сомнительна.
За что же в 1937 году пытались привлечь к уголовной ответственности видного военного командира Константина Рокоссовского? Кому он «перешел дорогу»? Кто пытался свести счеты с талантливым полководцем?
И наконец, ключевой вопрос - как же ему удалось выкарабкаться из крайне незавидного положения «зека», которому, как и десяткам других командиров Красной Армии, «светил» не иначе как расстрел? Ответы ниже.
Все началось в июне 1937 года с доноса командующего Забайкальским военным округом комкора Грязнова Н.К. лично Ворошилову К.Е. изложением мнения о целесообразности проверки через органы НКВД командира 5-го кавалерийского корпуса Рокоссовского К.К., «имевшего тягу к заграничной работе».
Еще один довод в пользу проверки, по мнению доносчика, – национальность комкора (поляк) и его невнятное социальное происхождение (некогда шляхетского рода).
За рассмотрение доноса взялась партия. Сначала Рокоссовского отстраняют от командования корпусом (13 июня), а затем и вовсе исключают из партии (27 июня) с угрожающей формулировкой «за потерю бдительности».
Арест состоялся в августе того же года в Ленинграде. Первоначальное обвинение – деятельность в пользу японской и польской разведок. Чтобы размотать (сначала – намотать) этот «клубок» следственным органам потребовалось аж 2,5 года…
В ходе следствия постепенно подтверждалась откровенная нелепость выдвинутых обвинений.
Против Рокоссовского давали показания (очевидно, под пытками) его же сослуживцы и командиры, включая самого доносчика Грязнова Н.К. Все вместе они подозревались в создании троцкистской шпионской организации, причем Рокоссовского якобы завербовал именно Грязнов…
В основу доказательств следствие пыталось положить показания, якобы данные сослуживцем Рокоссовского в период Гражданской войны Адольфом Юшкевичем.
Но вскоре выяснилось, что Юшкевич погиб еще в 1920 году в период той войны, о чем Рокоссовскому было доподлинно известно. При этом о подвигах Юшкевича даже писала газета «Красная звезда».
Позже в вину Рокоссовскому ставилось «разложение личного состава» вверенного ему формирования, превращение воинского гарнизона в мусорную свалку и так далее.
«Сдавал» Рокоссовского и комиссар корпуса Шестаков (подписавший в июне 1937 года донос вместе с Грязновым Н.К.), называя его в своих показаниях «предателем» и «изменником Родине».
Однако вскорости следствие застопорилось. Рокоссовский ни в какую не желал признаваться в своей «преступной деятельности», в отличие от подавляющего большинства его «подельников».
Он не признал ни одного пункта обвинения. Не назвал ни одного имени, которого, по версии следствия, должно было бы участвовать в «шпионской» или «контрреволюционной» деятельности. На основании его показаний ни один человек не был арестован.
С легкой руки Солженицына в народ пошла весть о том, что Рокоссовского, дабы склонить к даче нужных показаний, дважды вывозили в лес для инсценировки расстрела, а потом возвращали обратно в камеру.
Достоверных документальных свидетельств этим фактам не сохранилось, равно как нет и доказательств применения к Рокоссовскому недозволенных методов следствия…
Однако сохранились словесные подтверждения родственников Рокоссовского о применении к будущему маршалу пыток, как физических, так и психологических...
Постепенно все пункты обвинений были опровергнуты. Нужная газета с публикацией о смерти Юшкевича нашлась. Голословные, зачастую нелепые и противоречащие друг другу обвинения документального подтверждения так и не нашли.
В марте 1940 года Рокоссовский наконец был отпущен на свободу, проведя за решеткой долгих два с половиной года. 29 месяцев, вырванных из жизни…
Спустя полтора месяца Рокоссовскому было присвоено звание генерал-майора, а, к примеру, его бывшему подчиненному, избежавшему репрессий, Георгию Жукову – генерала армии.
Вина доносчиков Грязнова, Шестакова и еще десятков военных командиров в шпионаже в пользу иностранных разведок была доказана, и все они были расстреляны в 1937-1938 гг.
В середине 1950-х Грязнов Н.К. был реабилитирован.
Примечание. При подготовке публикации использованы фото из открытых источников (Яндекс.Картинки, Википедия).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
1. Единственный генерал, удостоенный ордена «Победа» по личному ходатайству Сталина. Кто он?
2. «Подвиги» танковой дивизии СС «Мертвая голова» (краткая история и образцы униформы 1939-45 гг.)
3. Гнусное прошлое дивизии «Великая Германия» (Großdeutschland): краткий обзор униформы...
Понравилась статья? Будем рады Вашим лайкам и комментариям. Подписывайтесь на наш канал )))