Дистанционное образование стремительно и поголовно ворвалось в наши жизни, а с ним - интерес к семейному обучению.
Домашнее образование существовало всегда.
Оно осуществлялось в разные эпохи разными способами,
а сегодня мы отправимся в интересный период российской истории - в 17 век,
и посмотрим, как и при помощи чего велось обучение грамоте.
Разумеется, доступность способов образования зависело от возможностей семьи.
Те, кто побогаче, нанимали монахов, дьячков, священников.
Например, в Москве педагога для ребенка искали на Варварском Крестце близ Китай-Города.
Те, кто не мог нанять дьячка, обучались по учебникам.
В 17 веке, так же, как и сейчас, знакомство с грамотой начиналось с азбуки.
Азбук было напечатано изрядное количество. Примерно 11 тысяч на период с 10 по 50 г.г.!
Самая известная - азбука Бурцова, напечатанная в 1633 году.
Бурцов сохранил структуру львовской и острожской азбук Ивана Федорова.
В азбуке Бурцова содержались материалы для овладения грамотой и тексты для чтения.
Еще существовали так называемые “Азбуки на листе”
На листе-потому, что один экземпляр издания можно было напечатать с использованием только одного листа бумаги (обычным форматом Азбуки была 8-я доля листа, а объем после фальцовки листа, соответственно, составлял 8 листов).
Это учебник носил элементарное содержание.
Его составляли алфавит, двух- и трехсложные слоги, названия букв, кириллическая цифирь и описание ударений.
Азбука малая на листу” была доступна простому народу.
Она стоила 1 копейку, что составляло стоимость одной курицы.
В 1692 году глава Печатного двора Карион Истомин преподнес Наталье Нарышкиной рукописный букварь, адресованный ее внуку, царевичу Алексею.
В 1694 году букварь печатают тиражом 104 экземпляра. На каждой странице изображена буквица, предметы на эту букву, нравоучительные стихи и пояснения.
После первичного знакомства с буквами и слогового чтения наступает период осознанного чтения.
Для этого применялись такие книги как:
- Часослов ежедневные молитвы в течении дня.
- Псылтырь
- Каннонник
- Евангелие
- Пролог - собрание житий святых начиная с 1 сентября
Церковные книги не содержали иллюстраций и были трудны для детского восприятия.
Думный дьяк Никита Зотов, учитель Петра, заказал картинки с текстом по истории.
Картинки были развешаны по покоям Петра 1, и, таким образом, Никита Зотов применил то, что сегодня мы бы назвали "наглядным пособием".
Правда, на грамотности Петра 1 передовые педагогические взгляды Зотова сказались слабо: до конца своих дней император писал с ошибками.
Поговаривают, что анпиратор-не настояшший, а голландский засланец, поэтому по-русски писал неграмотно. Но это уже другая история.
Вот так можно было выучиться грамоте без школ в 17 веке.
А как проходит ваше дистанционное образование?
С какими трудностями столкнулись?