После объявления Горбачёвым "перестройки" СССР, повеял ветер грядущих перемен. Во многих областях пошли послабления, раскручивание гаек. С надзором, цензурой стало попроще. Эти веяния коснулись и советского кинопроизводства. В свет начали выходить фильмы, не мыслимые еще пару лет назад. Табуированные в СССР темы стали наоборот массово муссироваться (бандитизм, продажные леди, чернуха). Что характерно, мало кто из этого кино новой волны стали шедеврами (как, например, "Асса", "Легко ли быть молодым", "Кин-Дза-Дза"). Планка понизилась. Режиссёров понесло во все тяжкие.
В мае 1986 года на пятом съезде Союза кинематографистов СССР неожиданно для всех, на всеобщем хайпе, переизбрали всё правление Союза. Представляете, какая анархия началась. В годы перестройки сами партфункционеры на местах находились в полнейшей растерянности — что можно, что нельзя? В итоге, стало можно слишком многое, даже по нашим, современным меркам.
"Бабник" (1990)
Режиссёр сего творения — печально известный Анатолий Эйрамджан. После просмотра большинства его "перестроечных" комедий хотелось пойти помыться. "Бабник" с Александром Ширвиндтом в главной роли тому подтверждение. А ведь ещё был "Бабник-2".
"Фанат" (1989)
Драма с элементами карате. "Малыш"-каратист проходит банду, армию с дедовщиной, становится рэкетиром, участвует в подпольных боях. Чернуха и карате сплелись странным образом. Сразу же сняли и вторую часть.
"Брюнетка за 30 копеек" (1991)
При горисполкоме открыли такой специальный дом с продажными тётеньками. И не чернуха, и не ирония, и не комедия. Не смотря на содержание, есть в полном варианте на ю-тьюбе (как и многие другие из перечисленных в этой статье).
"Американский дедушка" (1992)
Фильм начали снимать при СССР, а закончили в РФ. А ведь это последняя роль великого Евгения Леонова! Как жаль видеть Артиста в такого рода кино.
"Агенты КГБ тоже влюбляются" (1991)
Совдепия + спецслужбы + женщины. Полный сюрреализм.
"Счастливого рождества в Париже. Или Банда лес........." (1991)
Представьте себе огромные рекламные растяжки на каком-нибудь кинотеатре с незацензуренным названием этого фильма и рисунками женщин. А ведь так и было. Некоторые мои одноклассники в начальной школе умудрялись даже на сеанс попасть. Потом хвастались.
"Две стрелы. Детектив каменного века" (1989) и "Комедия о Лисистрате" (1989)
Две исторических комедии, очень похожие друг на друга. Актёрский состав примерно одинаков. И в обоих фильмах актёры частенько, мягко говоря, неодетые.
"Небеса обетованные" (1991)
Это кино Рязанова стал фильмом года в СССР. Считали, что это — шедевр и новое слово. По мнению же нашей редакции, редкая гадость и чернуха с хорошими актёрами.
Гайдаевские "перестроечные" фильмы
Жуткая эпоха была. Даже Мастера не выдерживали и снимали дрянь. Вспомните гайдаевские "Частный детектив, или Операция «Кооперация»" и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Полный сюр. А ведь сам Леонид Гайдай почему-то считал их своими лучшими творениями.
***
Вспоминая фильмы тех лет, кажется, что проще вспомнить хорошие из них. Зато шлака наснимали... В перестроечных фильмах снимались замечательные актеры, что смотрелось ещё грустнее. Особенно когда они начинали материться, раздеваться, играть продажных женщин и бандитов.