Автор: Жимаева Е.М.
Для большинства родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, актуальным является вопрос формирования у ребенка навыков самообслуживания.
Овладение ребенком эти навыками не только напрямую влияет на его самооценку, расширяет представления и знания детей об окружающем мире, оказывает положительное влияние на чувственное восприятие мира ребенком, развитие у него речи и памяти, но и высвобождает больше временных ресурсов родителей, снимает с них нагрузку по уходу за ребенком.
При обычном варианте развития ребенок по мере своего взросления постепенно овладевает всеми навыками самообслуживания. Эти умения и навыки он приобретает в основном, подражая взрослым. У детей, имеющих какие-либо особенности в развитии, навыки самообслуживания не формируются самопроизвольно. Зачастую для формирования этих навыков требуется специальная работа, которая предполагает в том числе обучение новым навыкам и закрепление их в домашних условиях.
Однако при формировании или закреплении навыков самообслуживания в домашних условиях родителям необходимо помнить о психофизических особенностях своих детей, которые существенно влияют на формирование и развитие навыков самообслуживания
Так, родителям, воспитывающим детей с нарушениями зрения, важно помнить о том, что их дети часто нуждаются в целенаправленном формировании специальных навыков и действий, направленных на социально-бытовую адаптацию, позволяющим детям с нарушенным зрением в меньшей или большей степени компенсировать утрату зрения.
При нарушенном зрении у детей, прежде всего, страдает восприятие окружающего мира. Слабовидящие дети, как правило, не воспринимают предметы целиком, поэтому распознание объектов или предметов в пространстве протекает медленнее.
Таким образом, нарушения зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предмета быта с ориентировкой в малом и большом пространстве.
Дошкольники с нарушенным слухом испытывают значительные трудности при понимании и воспроизведении речи, что также негативно отражается на освоении ими навыков самообслуживания.
Так, дети с нарушенным слухом имеют трудности в усвоении словесных обозначений основных предметов. Наиболее успешно запоминаются словесные обозначения людей, окружающих ребенка, домашних животных, названия предметов мебели, посуды, любимой еды, некоторых частей квартиры. Однако этим детям очень трудно запомнить названия действий даже самых распространенных (например, порезать, посолить), названия цветов, отдельных частей и признаков предметов.
Кроме того, у детей с нарушениями слуха наблюдается сниженный объем внимания, что приводит к низкому темпу практической деятельности, высокой утомляемости, трудностями при переключении и распределении внимания.
Значительные трудности в формировании и развитии навыков самообслуживания имеют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эти трудности могут быть обусловлены не только нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и особенностями их психического развития.
При формировании социально-бытовых навыков необходимо учитывать наличие у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата особенностей крупной, средней и мелкой моторики, функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, недостаточность представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
При задержках психического развития дошкольники также испытывают некоторые сложности при формировании социально-бытовых навыков. Эти сложности обусловлены, прежде всего, значительным замедлением переработки, поступающей через органы чувств, информации.
Практическая деятельность детей с задержкой психического развития осуществляется без достаточного сознательного контроля со стороны ребенка.
Кроме того, детей с этой особенностью в развитии снижена познавательная активность. Это означает, что ребенок практически не стремится к познанию окружающего мира, с трудом осваивает новые умения и навыки, в том числе и навыки самообслуживания.
Таким образом, родителям, воспитывающим детей с какими-либо особенностями в развитии, при формировании у ребенка навыков самообслуживания необходимо помнить об описанных выше особенностях детей, вызывающих трудности при освоении этих навыков.
При формировании навыков самообслуживания в домашних условиях родителям необходимо учитывать следующие рекомендации.
1. Формирование навыков самообслуживания в домашних условиях можно проводить как в бытовых ситуациях (ребенку, например, можно предложить вместе накрыть на стол или вытереть вместе пыль), так и в ходе специально организованных игр (например, можно предложить ребенку искупать куклу), а также в процессе ухода ребенка за собой.
2. Желательно выбирать время, когда у ребенка хорошее настроение, здоров и никто никуда не торопится.
3. Перед освоением того или иного навыка важно организовать для ребенка специальную и безопасную среду. Для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата обязательными элементами этой среды являются технические средства реабилитации. Например, для компенсации нарушенного слуха – специальная звукоусиливающая аппаратура, а для детей с двигательными нарушениями – приспособления, помогающие удерживать позу (вертикализаторы, специальные коляски).
Для детей с нарушенным зрением важно сочетание специальных приспособлений и специальных приемов формирования навыков (основным приемом, на котором строится обучение слабовидящих детей является управление руками ребенка).
Детям с задержкой психического развития важна спокойная обстановка и систематичность занятий.
4. Формирование у ребенка навыков следует проводить по следующей схеме: покажите – подождите пока ребенок выполнит показанное действие – похвалите.
5. Накопление социально-бытовых знаний, умений и навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично, что предполагает каждодневное закрепление навыков.
6. Необходимо высказывать свое отношение к успехам и неудачам ребенка. И пусть оно будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование, удивление, но не критикуйте его за его ошибки и неуклюжесть. Рано или поздно у него все обязательно получится, пусть это и займет у него больше времени.