Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Сколько на самом деле было могикан и когда их стало бесполезно считать

Оглавление

Проблемы оценки численности

Оценка численности коренного населения Северной Америки, в том числе и могикан, не является чем то неважным. Зная количество жителей, можно понять какое натуральное хозяйство вели аборигены, какой использовался тип поселений, понять тип социально-политической организации и пр.

Учитывая данные аспекты можно построить модели культурной динамики и адаптации, схемы поведения до и после контакта европейцами. Однако, все попытки рассчитать численность могикан или изучить предыдущие оценки являются бесполезными упражнениями.

Реконструкция быта алгонкинского племени Вудленда
Реконструкция быта алгонкинского племени Вудленда

Во-первых, не хватает археологических данных, по которым можно было бы измерить население. То есть, в настоящее время археологи не могут предоставить «адреса» для расчета любого числа могикан, которые могли существовать с 1600 до 1775 года, хотя есть несколько исключений в начале восемнадцатого века.

Отсутствие достаточного количества информации о типах домов или их количестве, а также о формах поселений могикан за любой период времени. Во-вторых, недостаток данных из документальных источников, в том числе и очевидцев, по которым можно было бы рассчитать количество людей.

Современная оценка численности

Часто цитируемая оценка численности могикан перед первым контактом основана на предположении о протяженности территории, занятой или контролируемой этими индейцами (17 000 квадратных километров) и на предполагаемой плотности населения в 31 человек на 100 квадратных километров.

В результате расчета численность населения составляет 5300 человек, впоследствии эта цифра была пересмотрена до 6400. Совершенно очевидно, что полученные таким образом цифры остаются на уровне предположений.

Недавние оценки численности могикан в поздний предконтактный период, спроектированные на основе существующих археологических данных, существенно ниже, и находятся в диапазоне от 2000 до 3000 человек. Хотя цифры получены на основе разрозненных данных, но тем не менее, после тщательного взвешивания всего спектра имеющейся информации, эти цифры, вероятно, являются самыми реалистичными.

Сцена из романа Ф.Купера "Последний из Могикан". Чингачгук рассказывает о былом величии своего племени
Сцена из романа Ф.Купера "Последний из Могикан". Чингачгук рассказывает о былом величии своего племени

Оценка современников

Самая ранняя, документально подтвержденная оценка численности могикан принадлежит Килиану ван Ренсселаеру, хозяину усадьбы Ренсселерсвик. Это было громадное поместье от Форта Оранж на "два дня пути" вниз по западному берегу Гудзона, имевшее голландский юридический статус патроната (patroon), практически феодальное владение со своими внутренними законами..

Ван Ренсселаер в 1634 году записал про могикан следующее: «в свое время их сила насчитывала более 1600» (over 1600 strong). По неизвестным причинам эта цифра, по крайней мере, в трех случаях была определена как число воинов, что привело к общей оценке численности туземного населения в 4- 4,5 тысячи, и даже в 8 тыс. человек.

В том же параграфе Ван Ренсселер дает общее количество очищенных земель в морганах* более 1200») и «гор и долин» («более 16 000»), которые, по его мнению, все еще принадлежат могиканам. Предполагается, что оценки численности населения и площади земли могли быть получены из полевых наблюдений Бастиана Янза Крола (Bastiaen Jansz Krol), управляющего Ренсселер в Новых Нидерландах.

Морган* - мера земли, которую крестьянин может вспахать за 1 утро, в Нидерландах варьировался от зависимости от местности от 2,5 тыс кв.м до 10.7 тыс.кв.м. Если принять за 1 морган средний показатель в 6 391 кв.м.,то пахотные земли могикан составят - 7,662 кв км, а "горы и долины"-10,23 кв.км.

Возможно Ван Ренсселер имел в виду земли,которые фактически остались во владении могикан в окрестностях его патроната, а именно острова Шодак на Гудзоне, захвату и продаже которых могикане сопротивлялись до 1640-х годов.

Вид с юга на государственный парк Шодак, который вобрал себя шесть островов по ирригационых работ и углублению русла реки Гудзон в начале 20 века.
Вид с юга на государственный парк Шодак, который вобрал себя шесть островов по ирригационых работ и углублению русла реки Гудзон в начале 20 века.

Однако, нет никакого способа узнать кого имел в виду Ван Ренсселаер , когда указал численность туземцев "более 1600". Было ли это количество ограниченно только могиканами, проживающими в окрестностях патроната. Знал ли от о общинах могикан на реках Хусатоник и Каттскилл? На эти вопросы нет ответа.

Эпидемии: влияние и последствия

В целом, первые годы контактов между голландцами и индейцами Гудзонской долины были мирными и отмечены взаимными экономическими интересами и умеренными земельными спекуляциями. Однако с 1609 до 1655 года в тени остается важная проблема, которая оказала катастрофическое влияние на все индейские племена - эпидемии от привнесенных болезней.

Это не значит, что до прихода европейцев индейцы не болели. Существуют доказательства на наличие вирусного гриппа и пневмонии, наряду с другими респираторными заболеваниями. Существовали дизентерии, сальмонеллезы и другие формы пищевых отравлений.

Болели индейцы и артритами, вызванными инфекциями, травмами, а также метаболическими и нейрогенными нарушениями. Также были анемии и множество стоматологических патологий. Несколько более спорным является вопрос относительно того, присутствовали ли туберкулез и сифилис до контакта или пришли в Америку вместе с европейцами или африканцами.

-4

Первое сообщение об экзогенной (вызванной внешними факторами) эпидемии на северо-востоке региона относится к прибрежным алгонкинам Новой Англии в 1616 году. Сначала оно было определено, как бубонная чума, к которой потом добавился гепатит. Судя по всему болезнь выкосила только эту группу населения и не двинулась внутрь материка.

Первое косвенное упоминание об эпидемии среди индейцев долины Гудзона в конце 1620-х годов есть в письме секретаря Голландской Вест-Индийской компании Исаака де Расьера к купцу Самуэлю Бломмарту, описывающем остров Манхэттен и его окрестности, вместе с местными индейцами:

Вверх по реке [Гудзон] восточный берег горист и покрыт деревьями, но в нескольких местах есть небольшие участки хорошей земли, там где раньше жило много людей, но которые по большей части умерли или были изгнаны Ваппеносами [вабанаками] .

Это утверждение наводит на мысль о болезни неизвестного происхождения, которая, по-видимому, выкосила значительное количество манси-говорящих делаваров в непосредственной близости от нижней долины Гудзона, и возможно, является самой ранней экзогенной эпидемией в этом районе.

Возможно, это была оспа, самая смертельная из всех привезенных чужаками болезней (за ней следуют штаммы тифа и кори). В этот букет всевозможных европейских зараз входили также дифтерия, холера, скарлатина брюшной тиф, эпидемический паротит, коклюш, плеврит и полиомиелит.

Самая ранняя информация о болезни, вызванной европейской заразой, относится к эпидемии оспы 1633-1635 гг.. Ее широкое распространение и сокрушительный характер засвидетельствованы практически все английские,французские и голландские наблюдатели того периода. Хотя прямые доказательства эпидемии среди могикан отсутствуют, зато могавки, жившие в двух днях ходьбы на запад от могикан, потеряли примерно 60% от первоначального населения.

Учитывая сообщение Де Расьера об эпидемии среди манси и сообщения об эпидемии оспы среди могавков в 1634 году, можно сделать вывод ,что могикан тоже коснулась эпидемия, но когда именно и до какой степени неизвестно.

Художественное изображение лагеря могикан на восточном берегу реки Гудзон, около 1600 года. Оно основано на археологических раскопках в местечке Голдкрест возле острова Папскейни. Худ Лен Тантильо
Художественное изображение лагеря могикан на восточном берегу реки Гудзон, около 1600 года. Оно основано на археологических раскопках в местечке Голдкрест возле острова Папскейни. Худ Лен Тантильо

Существует только один намек на степень воздействия экзогенных эпидемий на индейцев, живущих в долине Гудзона. В 1655 году неизвестные индейцы рассказали Адриану ван дер Донку, что со времени прибытия европейцев «их численность сократилась из-за оспы и других причин, так что теперь их едва ли один на прежние десять человек".

Историк Ж.К. Бассер утверждает, что к 1700 году численность могикан сократилась с 4000 до 500 человек, однако источник этой последней цифры не приводится.

Примерно на эту дату можно документально подтвердить количество «речных индейцев», живущих в селении Шахтикук на реке Хоосик к северо-востоку от Олбани. Население этой общины уменьшилось с 1690 по 1700 годы с 250 до 90 мужчин, что приблизительно можно оценить, как сокращение всего населения Шахтикука с 750 до 300 человек.

Эта индейская община была основана губернатором колонии Нью-Йорк Эдмундом Андросом в 1677 году. Она состояла из могикан и остатков племен из Новой Англии - сококов, покумтуков, нонотаков и прочих беженцев после Войны Короля Филиппа. Поэтому сегодня совершенно невозможно извлечь из этих или других данных общее количество истинных могикан в регионе что, по сути, кладет конец дальнейшим усилиям по оценке их численности.

Окончание

Эпидемии не просто уничтожали индейские племена,а приводили их деградации. Высокие показатели смертности от болезней сопровождались резким снижением рождаемости, что ограничивало способность населения восстанавливать свою численность.

Старик могиканин травить байки молодежи. Худ Лен Тантильо. Взято с http://friendsofschodackisland.org/2014/01/30/a-look-back-in-time-2/
Старик могиканин травить байки молодежи. Худ Лен Тантильо. Взято с http://friendsofschodackisland.org/2014/01/30/a-look-back-in-time-2/

Процессы социализации, наряду с политическими организациями, стали беспорядочными, поскольку повальная смертность привела к потере важных лидеров, не говоря уже о знающих и влиятельных личностях, так называемых носителей культуры.

Обыденные задачи по обеспечению едой, одеждой и кровом стали на порядок труднее. Чтобы выжить родоплеменной общине нужно было либо раствориться среди более сильных племен, либо уйти в новый мир белого человека, а это связано с крахом, столь важных для индейских общин, родственно-социальных отношений и потерей знаний о прошлом.

Если вас заинтересовала история племени могикан, то вы можете прочитать другие статьи этого цикла:

Источник: From Homeland to New Land: A History of the Mahican Indians, 1600-1830

Наука
7 млн интересуются