Найти тему
6000 миль до Голливуда

Открытый простор

Оглавление

(Open Range, 2003, США)

Поскольку умного слова "импичмент" дикозападные ковбои не знали, процедура снятия с должности обнаглевшего шерифа протекала у них вот таким незамысловатым образом.
Поскольку умного слова "импичмент" дикозападные ковбои не знали, процедура снятия с должности обнаглевшего шерифа протекала у них вот таким незамысловатым образом.

Это когда режиссёр Кевин Костнер снимает постапокалиптический вестерн с собой в главной роли, его может постигнуть сокрушительный кассовый провал ("Водный мир", "Почтальон"). Но если Кевин не выпендривается и делает вестерны не фантастические, у него не просто всё получается, а получается в высшей степени победоносно. То есть как в случае с "Танцующим с волками" (1990). Которые обернулись для Костнера и кассовым Олимпом, и кучей Оскаров, и даже включением в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.

Короче говоря, в своей четвёртой и на сегодня последней режиссёрской работе "Открытый простор", Костнер явно надеялся повторить хотя бы малую часть своего "танце-волчьего" триумфа. Тем более, что маэстро Клинт Иствуд на тот момент уже давно завязал с вестернами и не грозил составить Кевину ни малейшей конкуренции.

Тот редкий случай, когда название картины не обманывает на 100%. Открытых просторов в "Открытом просторе"  действительно столько, что агорафобам это кино доставит немало мучений.
Тот редкий случай, когда название картины не обманывает на 100%. Открытых просторов в "Открытом просторе" действительно столько, что агорафобам это кино доставит немало мучений.

Трудно сказать, оправдались в итоге надежды Кевина или нет.
С одной стороны, этот его режиссёрский блин тоже испёкся смотрибельным и вкусным. А также наскрёб в прокате трёхкратную прибыль. Много это или мало? Да как посмотреть. По общеголливудским меркам это что-то на уровне прожиточного минимума. Однако есть нюанс. Такую прибыль заработал
романтический вестерн - представитель жанра, который в начале 21 века лежал под капельницами, - поэтому даже скромный его кассовый успех в данном случае выглядит достижением.

С другой стороны, если "Танцующий с волками" срывал награды гроздьями, а "Водный мир" с "Почтальоном" собрали на пару целую пригоршню "Золотых малин" (тоже событие, как ни крути), то выход "Открытого простора" киноакадемики встретили - упс! - равнодушным молчанием. По всем пунктам. Даже ни одной завалящей номинации, и той фильму не присудили - так, будто в упор его не заметили.

И это, конечно, стало для Костнера чертовски обидно. После чего, видимо, он и принял горькое решение завязать с режиссурой. Хотя кому из актёров-многостаночников и было так скоропостижно хоронить свой режиссёрский талант, то уж точно не Костнеру. Ведь даже если он в чём-то и перегибал палку, то с художественной точки зрения всё всегда делал правильно.

Профессор Дамблдор (Майкл Гэмбон): бузинная волшебная палочка, это, конечно, здорово, но старый добрый "винчестер" как-то надёжнее.
Профессор Дамблдор (Майкл Гэмбон): бузинная волшебная палочка, это, конечно, здорово, но старый добрый "винчестер" как-то надёжнее.

С третьей же стороны, если препарировать "Открытый простор" беспристрастно, то холодность вручателей Оскаров и иных премий в целом понятна. Пускай Костнер и снял красивую картину с крутой финальной перестрелкой (жаль, единственной на весь фильм), в этой своей истории он не сказал совершенно ничего нового.

Если "Танцующий" цеплял зрителя уникальным взглядом на дико-западные реалии, а "Водный мир" и "Почтальон" были сами по себе уникальными (на конец 20 века) фантастическими вселенными, то в "Открытом просторе" нет ничего подобного. Его сюжетная простота настолько вопиющая, что все старания Костнера усложнить историю психологической "химией" между главными героями ничего не дают; злодеев же тут, увы, выпилили из обычной вестерновой фанеры, и их биографии нам неизвестны.

Наоборот, чем больше Кевин пытается раскрыть характеры ведущих персонажей, тем больше они отвлекаются на болтовню. И тем сильнее в итоге буксует повествование. Поэтому то, что иной вестерн-мейкер легко уместил бы в полтора часа экранного времени, в "Просторе" тянется почти на час дольше. Хотя, казалось бы, ну что можно пережёвывать в хрестоматийном сюжете, где залётных ковбоев обидела плохая власть некоего городка, и они задержались, чтобы с нею поквитаться?
Как видим - можно. И тут Костнер остался верен себе, полагая, что пощадил наше терпение уже тем, что не раздул фильм до своих любимых трёх часов.
Действительно, и на том спасибо.

"Опять Кевин Костнер снимает вестерн и с тёлочками  развлекается!" - язвила, небось, в ту пору жёлтая кинопресса.
"Опять Кевин Костнер снимает вестерн и с тёлочками развлекается!" - язвила, небось, в ту пору жёлтая кинопресса.

***

В общем, порадовавший зрителя, но оставивший без наград своего творца, вестерн. Который интересен уже тем, что снят в хрестоматийно-романтическом ключе тогда, когда делать это было уже совсем не модно (совсем-совсем не модно, а порой и не стильно).
И пускай в "Открытом просторе" Костнер тоже с упоением тянет свою любимую волынку, то, что его творение окупилось-таки в прокате, свидетельствует о том, что он ведал, что творит.
И чертовски жаль, что с тех пор он больше так не делает, хотя явно ещё не растерял былую хватку.

Трейлер фильма: