Мордва – один из самых уникальных народов России. Он интересен тем, что Мордва состоит из двух крупных субэтнических групп — мокши и эрзи и нескольких менее крупных, которые контрастируют по языку и истории.
Они даже старались не вступать в смешанные браки до 20 века. Антропология показывает, что эрзя и мокша произошли от разных предков.
Мордва - вообще не самоназвание и сами его носители не употребляют. Этим русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя. Впервые слово Мордва упоминается в VI веке, даже раньше чем славяне.
Внешность
Эрзя являются более светлыми по коже и больше похожи на славян.
Мокшане широколицые, такие же светлые, но более заметен тюркский след.
Язык
Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане — мокшанский, эрзяне — эрзянский, оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных. Считается признанным существование некогда единого мордовского праязыка, который лишь в середине I тыс. н. э. распался на мокшанский и эрзянский. Лингвистами подмечено, что в языке эрзя преобладают заимствования из русского языка, а в мокшанском — из тюркских (в основном татарского, чувашского). В это время каратаи разговаривают на татарском и зовут себя мокша.
Религия
Вплоть до начала XX века среди мордвы были широко распространены ранние формы религиозных воззрений, которые включали культ предков и веру в божеств, олицетворяющих различные природные явления. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, а также в виде растений, полулюдей-полузверей, что являлось отголоском более древних тотемических анимистических воззрений.
Имелась у мордвы и система мифологических представлений о строении мира.
Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Такое положение объясняется тем, что эти верования возникли в эпоху материнского родового строя, для которого была характерна ведущая роль женщины в хозяйственной и общественной жизни.
Примерно с XIV века в среду мордвы стало проникать православие. Хотя и бытует традиционная религия.
История
Древнемордовские племена до IV века нашей эры занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Среди них выделялись южная группа племён в Верхнем Посурье (так называемая пензенская), другая проживала на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна.
Начавшееся в IV веке изменения в составе населения Восточной Европы отразились на древнемордовских племенах. Увеличивается плотность древнемордовского населения в Верхнем Посурье из-за прихода новых родовых групп с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. В IV-VII веках мордовские поселения появляются на правобережье Волги между устьями рек Суры и Оки. Часть рязано-окских племён продвигается в Нижнее Примокшанье, где принимает участие в сложении древней мокши.
Другая их группа устремляется в бассейн Нижней Оки, где участвует в формировании муромы. Мурома - финно-угорское племя, жившее в Окско-Сурском междуречье, к началу II тысячелетия нашей эры было ассимилировано русскими. Часть муромы, переселившись в Примокшанье, приняла участие в сложении древней мокши. Оставшиеся муромские племена были ассимилированы славянами.
Между мокшанскими и эрзянскими племенами происходили тесные интеграционные процессы. В междуречье Мокши, Теши и Пьяны происходит смешение мокши и эрзи. Но их дальнейшая консолидация и образование единой народности было приостановлено монгольским нашествием XIII века
Если вам понравилось, и вы узнали что нибудь новое, то не забудьте поставить палец вверх и подписаться, я публикую интересные посты про исторические темы)))