Художник Григорий Мясоедов в конце XIX века был очень известным передвижником. Он принадлежал к древнему дворянскому роду Мясоедовых. В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой. Несколько лет художник жил и работал в Европе, однако часто приезжал в Россию и посещал «вечера» Крамского. Именно там Григорий Григорьевич заболел идеей создания сообщества прогрессивных художников, которые бы работали независимо от академии художеств
Основная тема, к которой обращался художник – крестьянский быт. Он создал многочисленные работы на крестьянские темы: «Земство обедает» (1872), «Опахивание» (1876й), «Дорога во ржи» (1881).
На картине «Дорога во ржи» он изобразил усталого путника, обращенного спиной к зрителю. Путник медленно движется по дороге, которая проходит через ржаное поле. С невероятной точностью автор произведения прописывает каждую травинку, каждый колосок — любая мелочь становится объектом его пристального внимания. В то же время образ путника условен, типичен и даже символичен. Его фигура символизирует стремление к недостижимой цели.
Однако имя художника после смерти было забыто…
И как бы вы думали из-за чего? К забвению талантливого живописца приложил руку самый родной человек, сын художника Иван.
Григорий Мясоедов был весьма сложным человеком, в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких. Его резкий характер полностью отражала его внешность: "Высокий, с умным лицом, длинным и искривлённым набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными въедливыми глазами". И речь его звучала оригинально, выражая передовые мысли, а иногда парадоксы. Очень часто она сопровождалась иронией, едким сарказмом, насмешкой.
Его первый брак был несчастливым и бездетным. Жена художника, не выдержав несносного характера мужа, оставила его. Позже 47-летний Мясоедов сошелся со своей ученицей, молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила живописцу сынишку Ванечку. Однако тот совершенно был уверен, что сын не его кровиночка, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя "мамой". Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец - его опекун. Едва малыш подрос, Мясоедов и вовсе отдал отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселёву в Москву. А сам в это время позировал Репину для образа Ивана Грозного. Однако, спустя несколько лет, отец признал, что в маленьком Иване течет его кровь. И случилось это благодаря казусу, который произошел в доме Киселевых. Накануне там собралось множество гостей, в том числе прибыл и сам Григорий Мясоедов. Когда гости пожелали увидеть воспитанника Киселевых - Ваню, те долго отпирались. 7-летний Мясоедов-младший, представ перед множеством глазеющих на него гостей, недолго думая, направился к художнику Николаю Маковскому и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. Все остолбенели, а у Мясоедова-старшего вмиг развеялись все сомнения: «Мой сын», – с гордостью подумал он. И в тот же день он забрал его домой, под Полтаву.
Однако и после этого никаких существенных изменений в отношениях отца к сыну не произошло. В момент агрессии художник однажды так ударил мальчика, что даже подумал, что убил его. В 1899 году умерла от туберкулёза мать Ивана, единственная добрая душа, которая любила его. А узнал он всю правду о ней после ее смерти, когда Григорий Григорьевич случайно оговорился. Новость о том, что он не приёмный, а родной потрясла его до самых глубин души. Мясоедов-младший фактически отрёкся от отца, он переселился во флигель и месяцами не разговаривал с Мясоедовым-старшим.
Сразу после кончины Григория Григорьевича сын Иван за бесценок распродал все вещи и отцовскую коллекцию живописи. Музейщики, правда, уберегли около двух десятков холстов и альбомы с зарисовками художника.