Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Юридические заметки о самом известном неизвестном суде

Гравюра Ю. Шнорра "Взятие Иисуса Христа"
Гравюра Ю. Шнорра "Взятие Иисуса Христа"

Суд над Иисусом – самый известный судебный процесс в истории человечества. Но, в то же время, он до сего времени остается и самым неизвестным судом.

Почему?

Это не просто игра слов. Самый известный суд – поскольку в самой читаемой на Земле книге, каковой является Библия, центральное место занимает описание суда над Лицом, оказавшим наибольшее влияние на ход мировой истории.

Самый неизвестный суд – поскольку в той же Библии полно неразгаданных загадок и неразрешенных вопросов. В частности, не вполне ясны основания, по которым Иисус оказался перед судом иерусалимского синедриона, а потом и римского наместника Понтия Пилата. В Евангелиях приводится не одна, а несколько причин, которые могли стать основой обвинения (богохульство, беспорядки в Храме, притязания на статус Мессии и Сына Божиего и др.).

Суд над Иисусом можно считать неизвестным еще и потому, что, несмотря на очевидный интерес, юристы и историки права обходят стороной эту тему.

Заодно надо сказать и о том, почему автор решил разместить эти заметки на своем канале «Военно-судебный архив».

Давно обратил внимание, что суд над Иисусом Христом удивительным образом напоминает упрощенную военно-судебную процедуру, применявшуюся трибуналами. Позже нашел подтверждение этим догадкам в документальных исторических свидетельствах. И даже в книге доктора юриспруденции из Германии В. Фрикке: «Уголовное разбирательство «дела Иисуса» выглядит так, как если бы оно было проведено военным трибуналом»[1].

Между тем, для юристов евангельское поле остается непаханным – в отличие от богословов и историков, многократно его перепахавших. Основная причина связана, вероятно, с дефицитом доказательственной базы. Хотя сегодня мало кто сомневается в том, что Иисус – реальное историческое лицо, реально осужденное к смерти.

Хорошо известно, что основной первоисточник о суде над Иисусом – канонические Евангелия, написанные во второй половине I века н.э. Но об Иисусе упоминают и нехристианские авторы: Иосиф Флавий (ок. 93 г.); Плиний Младший (ок. 112 г.), Корнелий Тацит (ок. 114 г.) и Гай Светоний Транквилл (ок. 121 г.).

К сожалению, суд над Иисусом описан в Евангелиях фрагментарно. Поэтому принято считать, что они предоставляют ограниченные возможности для полноценного юридического анализа. Связывают это с тем, что евангелисты не являлись очевидцами суда и были, к тому же, людьми малограмотными. Представляется, что имеет право на существование еще одна версия. Суть ее в том, что эта фрагментарность была, возможно, объективным отражением скоротечности самого суда, проведенного по особым правилам.

Настоящие заметки – всего лишь скромные советы для тех, кто заинтересовался темой суда над Иисусом – как в богословском, так и в историко-правовом отношении.

Представляется, что перипетии этого дела трудно понять, а также объяснить имеющиеся в Евангелиях противоречия и нестыковки, если не учитывать, как минимум, пять особенностей этого дела.

Гравюра Ю. Шнорра "Иисус перед Каиафой"
Гравюра Ю. Шнорра "Иисус перед Каиафой"

Первая уже названа. Евангельские описания суда становятся более понятными, если учитывать, что наряду с общими нормами в древнееврейском праве действовали особые (упрощенные) процедуры судопроизводства. В этой связи правомерен вопрос: синедрион судил Иисуса «не по букве закона», то есть, нарушая Закон? Или он все же действовал по закону, но не обычному, а чрезвычайному, который устанавливал (в изъятие из общих правил) особые процедуры? То есть возможны два варианта ответа: или было допущено беззаконие, или суд применил законную судебную процедуру, хотя и экстраординарную, применявшуюся особыми судами.

Представляется, что синедрион при рассмотрении этого дела допустил не многочисленные нарушения норм древнееврейского права (согласно устоявшемуся мнению), а применил ряд установленных этими нормами изъятий (исключений) из общих правил иудейского судопроизводства, характерных для дел особой подсудности (подробнее об этом расскажу в следующий раз).

Вторая особенность обусловлена необходимостью совмещения богословского и юридического взглядов на исследуемый судебный процесс. Причем, независимо от того, как вы относитесь к Иисусу – как к Богочеловеку, или как к простому Человеку.

По свидетельству евангелистов перед судом предстал не обычный человек. А потому судили не только Его - он тоже начал вершить Свой суд. Условными кажутся и границы, определявшие статус прочих участников этого суда. В любом другом процессе они всегда наделены строго определенным набором процессуальных функций и разделены судебными барьерами. В деле же Иисуса эти барьеры стираются. Он и Обвиняемый, и Подсудимый, и Судья, и Потерпевший (Жертва). А еще - наш Заступник (Защитник).

Если же это удивительное обстоятельство не учитывать, то весьма проблематично давать какую-либо оценку обоснованности предъявленных Иисусу обвинений. Ведь притязания на Божественный статус тоже могли стать основанием для предъявления Ему (как Человеку) обвинений в богохульстве. В случае, разумеется, если Он не был Богом. Но как это доказать? И кто это должен был доказывать?

За две тысячи лет многие пытались сформулировать такие доказательства. Например, Фома Аквинский, выдвинул в свое время пять аргументов в пользу существования Бога. У современных апологетов их число выросло в несколько раз, но по-прежнему остаются актуальными рассуждения Б. Паскаля о том, что разумное доказательство существования Бога невозможно и решение о Его бытии-небытии каждый принимает самостоятельно[2]. То есть, этот вопрос всецело является вопросом веры, а не историко-правового исследования.

Третья проблема и особенность дела вытекают из необходимости понимания вопроса о том, как в завоеванной римлянами Иудее взаимодействовали между собой две правовые системы (римская и древнееврейская). Следует отметить, что между иудеями и римлянами не существовало какого-либо договора о разграничении их юрисдикции[3]. Не было и каких-то специальных актов о порядке управления завоеванными провинциями. Наместники руководствовались лишь сенатусконсульскими постановлениями, регламентировавшими, в том числе и вопросы судопроизводства, а также конкретными предписаниями, которые император давал им в специальной инструкции (mandata) при отъезде, одновременно удостоверяя этим документом полномочия прокуратора или префекта.

По большому счету, римский наместник был полностью предоставлен самому себе в вопросе о том, как именно он будет управлять провинцией. Главное – обеспечивать безопасность и собирать налоги. А судопроизводством он занимался по остаточному принципу. Суть этого принципа выразил проконсул Галлион: «спор об учении и об именах и о законе вашем, разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом» (Деян. 18: 12-15).

Аналогичным образом ситуация развивалась и по делу Иисуса, когда иудеи привели Его к Пилату, не сформулировав прежде конкретного обвинения.

Гравюра Ю. Шнорра "Суд Пилата"
Гравюра Ю. Шнорра "Суд Пилата"

Нет оснований сомневаться в правдивости евангельских текстов, из которых следует, что Рим после захвата Иудеи сохранил за иудейскими судами право судить по древнееврейскому закону тех, кто совершал религиозные преступления. И даже приговаривать их к смертной казни. Но исполнять такой приговор иудеи вряд ли могли, не получив прежде санкцию римского наместника. Если же он, оценивая содеянное виновным с точки зрения римского законодательства, усматривал в этих действиях общественную опасность для Рима, то он мог (и даже обязан был) провести собственное расследование и пересмотреть смертный приговор. А точнее – вынести свой собственный приговор. Но в этом случае его исполнение осуществлялось уже римлянами и по римским законам. То есть, утверждение приговора прокуратором (префектом) не было простой формальностью. Потому и мнение синедриона, надеявшегося на формальное утверждение своего приговора Иисусу, вступило в противоречие с мнением Пилата.

Четвертая особенность дела, связанная с предыдущей, касается разработанной первосвященниками Иерусалима универсальной формулы обвинения. Она позволяла преобразовать (трансформировать) подведомственные синедриону религиозные преступления в преступления против интересов Рима, подсудные Пилату. Анализ источников показывает, что синедрион рассчитывал расправиться с Иисусом именно руками римлян. И потому соответствующим образом сформулировал юридическое обвинение, сохраненное для истории евангелистом Лукой. Оно звучало так: «развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2).

Это обвинение состояло из двух взаимосвязанных частей – светской и религиозной: лжемессианизм, который можно было «привязать» к римскому закону, и меситизм, как основное «внутрииудейское» обвинение. Первая часть обвинения базировалась на выдуманной первосвященниками (и подхваченной многими современными авторами) претензии Иисуса на насильственный захват в Иудее светской власти. Вторая основывалась на ложных утверждениях об отрицании Иисусом Торы, подстрекательстве народа к идолопоклонству и богохульстве, что квалифицировалось как посягательство на власть религиозную. Но поскольку такое разделение применительно к Иудее было весьма условным (там господствовала теократия), фраза «Царь Иудейский», наиболее близкая к понятию «Мессия», стала ключевым пунктом обвинения. Таким образом, обвинители рассчитывали осудить Иисуса как мятежника, связав воедино древнееврейские и римские правовые нормы.

Пятая особенность сводится к следующему. В деле Иисуса проблематично разобраться, если не установить причину, по которой в этом суде объединились интересы двух противоборствующих религиозных течений (саддукеев и фарисеев). Если говорить применительно к условно выделенным нами в обвинениях светской и религиозной составляющим, то в инкриминировании первой части обвинения были более заинтересованы саддукеи. А во второй – фарисеи. Б.Г. Деревенский выдвинул предположение: «Вполне возможно, что в спешке и горячке, с которыми проходил суд, саддукеи, горя желанием непременно осудить Иисуса, воспользовались аргументами фарисеев и тем самым выступили невольными защитниками в общем-то чуждой им мессианской идеи»[4].

Если обрисовать несколькими штрихами ситуацию в Иудее начала I в. н. э., то можно сказать, что она характеризовалась чрезвычайным политическим напряжением. Громадная римская империя, оккупировавшая маленькую Иудею, столкнулась в ее лице с мощнейшим сопротивлением – не только вооруженным, но и духовным. Оказалось, что иудеи подвержены непонятному римлянам религиозному фанатизму. Они с нетерпением ожидали пришествия Мессии (евр. – Машиаха), который должен был освободить землю от врага и воздвигнуть новое Израильское царство.

Римляне, считавшие себя центром мира, с удивлением обнаружили – неистовое религиозное упорство иудеев связано с тем, что они тоже ощущают себя центром вселенной.

В эти годы внутри иудейского общества происходили серьезные трансформации, в том числе менялась система отношений между ведущими религиозно-политическими силами.

Это было время известных государственных деятелей и философов – Лукреция и Цицерона (I век до н. э.), Сенеки, Филона и Плутарха (I век н. э.). Но не им предстояло определить дальнейший ход мировой истории и магистральный путь развития человечества.

Это сделал Иисус. И суд над Ним явился в цепи событий, изменивших мир, ключевым звеном.

Гравюра Ю. Шнорра "На пути к Голгофе"
Гравюра Ю. Шнорра "На пути к Голгофе"

[1] Фрикке В. Кто осудил Иисуса? Точка зрения юриста. М. Теревинф. 2006.

[2]Аргументация Блеза Паскаля (Пари Паскаля) изложена в его посмертно изданной работе «Мысли о религии и других предметах».

[3]О разграничении судебной юрисдикции между римскими и иудейскими судами впервые определенно сказано в законах Феодосия II, принятых в 398 и 415 гг.

[4]Деревенский Б.Г. Се Человек: Иисус Христос как историческая личность. В книге «Иисус Христос в документах истории». Алетейя. СПб. 2001.