Найти в Дзене
Домобуч

Окружающий мир в школе. 2 класс. Учебники, пособия и мои мысли

Окружающий мир - то, что нас окружает. Логично? Мне казалось - да. Да что там казалось, я была уверена в этом ровно до тех пор, пока не столкнулась с предметом, который так и называется "Окружающий мир".

Так, как изучают окружающий мир в школе, можно просто полностью отбить желание учиться. И виноваты не столько учителя, сколько программы, которые приняты на сегодняшний день.

Идея какая — учить по методу «концентрических кругов»: в первом классе рассказываем все темы по чуть-чуть, во втором добавляем ещё чуток, в третьем то же самое на более высоком уровне. В результате: в голове у ребёнка всегда каша из обрывков знаний. Когда-то они должны сложиться в одну картинку, наверное. Но сложатся ли? Сейчас ясно одно — учить ребёнка предмету «Окружающий мир» только по учебникам не стоит. А как надо? Вопрос открытый.

Сегодня я расскажу об учебниках «Окружающий мир» автора Плешаков А.А, по которому учатся в школах с программой «Школа России». И немного о том, как мы учились, чтобы успешно сдать аттестации в обычной государственной школе, к которой были прикреплены.

Учебник в двух частях

Учебник "Окружающий мир" А. Плешаков (Фото из открытых источников)
Учебник "Окружающий мир" А. Плешаков (Фото из открытых источников)

Оформление учебника стандартное для начальной школы — крупный формат, картонно-ламинированная обложка, яркие картинки и фотографии, порой с намёком на юмор.

Содержание богатое.

В первой части:

  • Родная страна,
  • Город и село,
  • Природа и рукотворный мир,
  • Живая и неживая природа,
  • Явления природы,
  • Погода,
  • Времена года,
  • Звёздное небо,
  • Кладовые земли,
  • Про воздух и воду,
  • Про растения,
  • Про животных,
  • Экономика,
  • Что из чего сделано,
  • Как построить дом,
  • Транспорт,
  • Культура и образование,
  • Профессии.

Содержание второй части:

  • Строение тела человека,
  • Если хочешь быть здоров,
  • Правила дорожного движения,
  • Домашние опасности,
  • Пожар,
  • На воде и в лесу,
  • Опасные незнакомцы (про людей),
  • Дружная семья,
  • В школе,
  • Правила вежливости,
  • Ты и твои друзья,
  • Мы — зрители и пассажиры,
  • Путешествия,
  • Ориентирование на местности,
  • Формы земной поверхности,
  • Водные богатства,
  • Времена года,
  • Россия на карте,
  • Путешествие по Москве,
  • Московский Кремль,
  • Город на Неве,
  • Путешествие по планете,
  • Материки,
  • Страны мира.

Как видите, тем — огромное количество и масса мелких нюансов, которые нужно знать. В учебнике материала практически нет: общие фразы, канва повествования. Предполагается, что учитель будет много рассказывать на уроке. Диск к учебнику не помощник. Там такой интерфейс неудобный, что мы раз открыли и сразу закрыли.

Хорошо помогают методические разработки для учителя по окружающему миру. Если вы планируете заниматься по этому учебнику самостоятельно, то их нужно приобрести обязательно - там много такого, что учитель на уроке должен рассказать, а в учебнике этого нет.

И никуда не деться, придётся приобретать три дорогих книги этого же автора:
Зелёные страницы,
От земли до неба,
Великан на поляне.

Без них вы просто не сможете выполнять задания, которые даны в рабочих тетрадях, не сможете ответить на вопросы тестов. В интернете об этих книгах отзывы хорошие, но мне лично они не понравились, а после найденных грамматических ошибок — разонравились совсем. НО, повторюсь, без них по учебнику заниматься невозможно.

Рабочие тетради большие, с огромных количеством рисунков. Больше подходят для дошколят и тех, у кого совсем туго с изучением естественных наук. Очень скучные! Дома мы по ним не занимались совсем.

Ещё что нужно приобрести, если сдавать аттестации в обычной школе, небольшую книжку с тестами:

-2

Аттестации по окружающему миру проходят в виде тестов. Если заранее не проговорить с ребёнком, какие ответы верные, согласно составителям (или школьной программе, не суть важно), то даже очень эрудированный и любящий природу ребёнок может набрать низкие баллы. А всё потому, что тесты не допускают разночтения. Вот, к примеру, как вам:

-3

У нас папа шьёт и вяжет. А мама отремонтировать утюг, к примеру, может. Но это — неправильные ответы. Поэтому учим ребёнка, что спрашивают не про нашу семью, а про среднестатистическую. Ещё один вариант: после тестирования разбираться с ответами и доказывать, что ребёнок ответил правильно, но это дольше и более энергозатратно. Таких вопросов много.

Вы знаете, чем отличается городской дом от деревенского? В деревенском печка и туалет на улице, а в городском центральное отопление и туалет в доме. Но как быть с домом бабушки, которая живёт в деревне и при этом печки у неё нет — у неё газовый котёл, и туалет не на улице?

А каких профессий нет в городе? Оказывается, животноводов и садоводов. А как быть с дядей Ваней, который работает на московском ипподроме с лошадьми и тётей Валей — сотрудницей Ботанического сада в Москве?

На север указывает синяя стрелка компаса. Мы приобрели компас в спортивном магазине, а у него красная стрелка на север указывает, а на юг — неокрашенная.

Лимон растёт в южных странах - это верный ответ. И никаких вариантов. А у нас он на балконе растёт...

Всё это пришлось проговаривать. Фактически, ребёнок учится лгать, так как правильный ответ только один.