Окружающий мир - то, что нас окружает. Логично? Мне казалось - да. Да что там казалось, я была уверена в этом ровно до тех пор, пока не столкнулась с предметом, который так и называется "Окружающий мир".
Так, как изучают окружающий мир в школе, можно просто полностью отбить желание учиться. И виноваты не столько учителя, сколько программы, которые приняты на сегодняшний день.
Идея какая — учить по методу «концентрических кругов»: в первом классе рассказываем все темы по чуть-чуть, во втором добавляем ещё чуток, в третьем то же самое на более высоком уровне. В результате: в голове у ребёнка всегда каша из обрывков знаний. Когда-то они должны сложиться в одну картинку, наверное. Но сложатся ли? Сейчас ясно одно — учить ребёнка предмету «Окружающий мир» только по учебникам не стоит. А как надо? Вопрос открытый.
Сегодня я расскажу об учебниках «Окружающий мир» автора Плешаков А.А, по которому учатся в школах с программой «Школа России». И немного о том, как мы учились, чтобы успешно сдать аттестации в обычной государственной школе, к которой были прикреплены.
Учебник в двух частях
Оформление учебника стандартное для начальной школы — крупный формат, картонно-ламинированная обложка, яркие картинки и фотографии, порой с намёком на юмор.
Содержание богатое.
В первой части:
- Родная страна,
- Город и село,
- Природа и рукотворный мир,
- Живая и неживая природа,
- Явления природы,
- Погода,
- Времена года,
- Звёздное небо,
- Кладовые земли,
- Про воздух и воду,
- Про растения,
- Про животных,
- Экономика,
- Что из чего сделано,
- Как построить дом,
- Транспорт,
- Культура и образование,
- Профессии.
Содержание второй части:
- Строение тела человека,
- Если хочешь быть здоров,
- Правила дорожного движения,
- Домашние опасности,
- Пожар,
- На воде и в лесу,
- Опасные незнакомцы (про людей),
- Дружная семья,
- В школе,
- Правила вежливости,
- Ты и твои друзья,
- Мы — зрители и пассажиры,
- Путешествия,
- Ориентирование на местности,
- Формы земной поверхности,
- Водные богатства,
- Времена года,
- Россия на карте,
- Путешествие по Москве,
- Московский Кремль,
- Город на Неве,
- Путешествие по планете,
- Материки,
- Страны мира.
Как видите, тем — огромное количество и масса мелких нюансов, которые нужно знать. В учебнике материала практически нет: общие фразы, канва повествования. Предполагается, что учитель будет много рассказывать на уроке. Диск к учебнику не помощник. Там такой интерфейс неудобный, что мы раз открыли и сразу закрыли.
Хорошо помогают методические разработки для учителя по окружающему миру. Если вы планируете заниматься по этому учебнику самостоятельно, то их нужно приобрести обязательно - там много такого, что учитель на уроке должен рассказать, а в учебнике этого нет.
И никуда не деться, придётся приобретать три дорогих книги этого же автора:
Зелёные страницы,
От земли до неба,
Великан на поляне.
Без них вы просто не сможете выполнять задания, которые даны в рабочих тетрадях, не сможете ответить на вопросы тестов. В интернете об этих книгах отзывы хорошие, но мне лично они не понравились, а после найденных грамматических ошибок — разонравились совсем. НО, повторюсь, без них по учебнику заниматься невозможно.
Рабочие тетради большие, с огромных количеством рисунков. Больше подходят для дошколят и тех, у кого совсем туго с изучением естественных наук. Очень скучные! Дома мы по ним не занимались совсем.
Ещё что нужно приобрести, если сдавать аттестации в обычной школе, небольшую книжку с тестами:
Аттестации по окружающему миру проходят в виде тестов. Если заранее не проговорить с ребёнком, какие ответы верные, согласно составителям (или школьной программе, не суть важно), то даже очень эрудированный и любящий природу ребёнок может набрать низкие баллы. А всё потому, что тесты не допускают разночтения. Вот, к примеру, как вам:
У нас папа шьёт и вяжет. А мама отремонтировать утюг, к примеру, может. Но это — неправильные ответы. Поэтому учим ребёнка, что спрашивают не про нашу семью, а про среднестатистическую. Ещё один вариант: после тестирования разбираться с ответами и доказывать, что ребёнок ответил правильно, но это дольше и более энергозатратно. Таких вопросов много.
Вы знаете, чем отличается городской дом от деревенского? В деревенском печка и туалет на улице, а в городском центральное отопление и туалет в доме. Но как быть с домом бабушки, которая живёт в деревне и при этом печки у неё нет — у неё газовый котёл, и туалет не на улице?
А каких профессий нет в городе? Оказывается, животноводов и садоводов. А как быть с дядей Ваней, который работает на московском ипподроме с лошадьми и тётей Валей — сотрудницей Ботанического сада в Москве?
На север указывает синяя стрелка компаса. Мы приобрели компас в спортивном магазине, а у него красная стрелка на север указывает, а на юг — неокрашенная.
Лимон растёт в южных странах - это верный ответ. И никаких вариантов. А у нас он на балконе растёт...
Всё это пришлось проговаривать. Фактически, ребёнок учится лгать, так как правильный ответ только один.