Чего только не узнаешь из берестяных грамот!
Поиск жениха для девушки на выданье в Древней Руси был делом весьма серьезным. За невышедшую замуж девицу родителям могли впаять немалый штраф. Но об этом мы, пожалуй, еще напишем отдельный пост.
Чтобы избежать неприятностей, но при этом и не прогадать с будущим замужеством, состоятельные родители могли прибегать к помощи профессиональных свах.
Откуда мы об этом знаем? Да, например, из новгородских берестяных грамот. Это вообще неисчерпаемый кладезь информации по самым разным сторонам быта русичей.
В берестяной грамоте № 955 (каждому раритету историками присвоен определенный номер) мы читаем, что пишет некой Марене некая Милуша. начинается записка так: "От Милоуши къ Марьне. Коси Великее пъехати бъ е и за Сновида..."
Впрочем, с Мареной-то как раз археологи прекрасно знакомы (заочно, конечно). Ее имя встречается еще в нескольких берестяных грамотах. А еще возле той самой грамоты, которую мы цитируем, найдено пряслице с именем Марены.
Исследователи полагают, что эта самая Марена была весьма видной особой - женой боярина Петра Михалковича, который в середине XII века играл важную роль в политике Новгорода.
Но вернемся к нашей записке. Из нее следует, что Милуша является свахой. И она подыскала жениха какой-то родственнице Марены (вполне возможно, дочери). В грамоте эта родственница названа Большой Косой, и это может быть либо ее личным прозвищем, либо термином, обозначающим именно старшую дочь.
Зовут жениха - Сновид. Дальше следует неприличное (и даже нецензурное) выражение, обозначающее ее полный восторг от этой кандидатуры.
А в конце просьба о вознаграждении за проделанную работу. Стоимость своих услуг сваха оценила в две гривны.
Другие наши статьи на тему берестяных грамот вы найдете по тэгу #береста говорит
__________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи"