Всем знакомо чувство стыда. Это чувство, когда хочется краснеть и убежать и спрятаться от кого-либо. Но стыд – это не одна эмоция. Это целый комплекс, состоящий из гнева, страха и чувства беззащитности. Из-за этого не стоит пытаться пристыживать ребенка.
Стыд – аспект воспитания.
Стыд – один из аспектов в воспитании человека. Один из предметов, удерживающий человека от нежелательных действий. Но следует уточнить, что это стыд не появляется у человека с рождения, а формируется родителями во время воспитания.
Многим кажется, что стыд помогает в воспитании и помогает ребенку не совершать негативных поступков в жизни. Возможно, так и есть, но фактического смысла от стыда практически нет.
Пример: ребенок вместо уроков, решил прогулять школу с одноклассниками. После того, как родители об этом узнали начинают кричать на него с криками: «Какая же ты тряпка! У тебя нет своего мнения?! А если они соберутся прыгать с крыши, ты тоже прыгнешь?!».
Вместо этого, лучше спокойно объяснить и рассказать ребенку о том, что думал учитель и родители. Чтобы привить привычку и научить ребенка думать о последствиях своих действий. Размышления о последствиях своих действий куда эффективнее, чем обыкновенное чувство стыда.
Чувство стыда и дошкольники
Стыдить дошколят – также бессмысленно и это также может привести к негативным последствиям. В случае публичного порицания воспитателем, ребенок испытывает страх и стыд, ему хочется спрятаться ото всех. И поэтому вместо того, чтобы учиться на своих ошибках и извлекать пользу из преподнесенных уроков, ребенок учится врать и избегать наказаний.
Безусловно, стыд работает со взрослыми, потому что у них уже сформирована система ценностей и они прекрасно понимают, что хорошо, а что плохо и что они будут чувствовать и испытывать, в случае совершения негативных действий. Дети ещё не умеют размышлять так масштабно, поэтому стыд им не помощник.
Вина и стыд
Правильное воспитание может научить ребенка испытывать вину, а не стыд. И способность нести ответственность за своё поведение. Вина отличительна от стыда тем, что когда ребенок испытывает чувство вины, то он понимает, что он хороший человек, который совершил плохой поступок и произошедшее необходимо как-то исправить.
Именно под воздействием чувства вины человек начинает сожалеть о содеянном и пытается исправить незавидное положение вещей. Этот аспект необходимо объяснять ребенку, когда он провинился.
Родитель, помни!
Стыд = страх. Как мы говорили выше, стыд не исправит положение вещей. А даже если ребенок и будет исправляться, но не поймёт почему это нужно делать.
Стыд – не инструмент воспитания. Это внутренний пункт, предупреждающий совершение плохих поступков.