Моя душа, как ястреб дикий,
Стремится в небо на простор,
Подстерегает птичьи крики,
Моя душа, как ястреб дикий.
(1910)
О поэте Максиме Богдановиче и Минском Литературном Музее носящем его имя я уже упоминала в статье "Троицкое предместье".
В городе Гродно есть собственный музей Максима Богдановича (ул. 1-го мая, 10), в Беларуси немало улиц имени Богдановича, в фольварке Ракутёвщина с 1983 года проводится посвященный Богдановичу литературный фестиваль, тогда как сам Максим Адамович Богданович (1891-1917) большую часть жизни прожил не в Беларуси, а в России (Нижний Новгород, Ярославль, а скончался и похоронен в Ялте).
Захотелось разобраться в биографии поэта и прочесть его стихи (они вполне доступны на русском языке, чуть ниже дам ссылку на сайт).
Родители Максима - Адам Егорович Богданович (1862-1940) и Мария Афанасьевна (1869-1896). Максим, второй сын в их семье родился в Минске, но уже в 1892 году семья перебралась в Гродно (район Новый свет), где отец получил работу в Крестьянском поземельном банке. В 1896 году, всего через месяц после рождения дочери, у Марии Афанасьевны была выявлен туберкулёз, от которого она и скончалась несколько месяцев спустя (похоронена на православном кладбище Гродно, могила сохранилась).
Вскоре после смерти супруги Адам Егорович переехал с детьми в Нижний Новгород, где повторно женился (вторая жена тоже прожила недолго, и он женился в третий раз - но это совсем другая история, как говорится). Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время учебы он активно посещал различные митинги и манифестации, вследствие чего получил характеристику «неблагонадежного ученика». При этом Максим самостоятельно изучал белорусский язык (дома Богдановичи говорили на русском), знакомился с материалами белорусских газет "Наша доля", "Наша нива". Свою литературную деятельность Максим начал в 1907 году. Рассказ МузЫка (Музыкант) создан на белорусском языке и напечатан газетой "Наша Нива".
В 1908 году Богдановичи переезжают в Ярославль. Поэтические опыты Максим продолжал публиковать в "Нашей Ниве". Также юноша работал над переводами с немецкого Генриха Гейне, Фридриха Шиллера, с французского Поля Верлена, позднее, перевел на русский несколько стихов Янки Купалы.
Псевдоним "Максим Криница" Богдановичу придумали в "Нашей Ниве" (по легенде - корректор Ядвигин Ш. - Антон Иванович Левицкий). Причём сам Богданович был недоволен присвоенным ему псевдонимом, о чем написал в письме "Нашу Ниву".
Максим заболел туберкулёзом (болезнь преследовала всю семью, от нее годом ранее скончался старший брат Валерий) в 1909 году, Отец отвез его в Ялту на лечение. В это время появляются лирические стихи Максима Богдановича -"Над магілай", "Прыйдзе вясна", "На чужыне",
В фольварке Ракутёвщина (Молодечненский район Минская область) Максим Богданович провел всего два месяца в 1911 году, но это был его первый опыт столкновения с подлинной Беларусью. Есть мнение, что Беларусь Максим любил... потому что плохо ее знал! Так Максим создал стихотворение "Слуцкие ткачихи" не подозревая, что знаменитые слуцкие пояса ткали... мужчины, женщины к изготовлению слуцких поясов не допускались! Да, Максим сочинял о "белорусских мужиках" ("Из песен белорусского мужика"), но в стихотворениях о любви он был более искренен. В 1913 году вышел из печати сборник "Венок" (единственный прижизненный сборник поэта), включавший 92 стихотворения и 2 поэмы.
В 1915 году Богданович лечился в Старом Крыму, туберкулез немного отступил и в 1916 году молодой человек переехал в Беларусь, жил в Минске, работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, но сам ел мало, ходил зимой в легком пальто (по свидетельствам его соседа писателя Змирока Бядули).
Максим Богданович не успел ( или не захотел?) создать собственную семью, хотя романтические отношения ему приписывают, даже не с одной, а с четырьмя женщинами.
В феврале 1917 года друзья собрали Богданович деньги на лечение и он поехал в Ялту, откуда ему уже было не суждено возвратиться. Похоронен на старом ялтинском кладбище. Похоронили поэта по православному обряду с участием священника и псаломщика — об этом свидетельствует метрическая книга собора Александра Невского с записью о смерти Максима Богдановича.
В 2003 году на могиле поэта установлен памятник работы скульпторов, отца и сына Льва и Сергея Гумилевских (Лев Гумилевский - известный скульптор - автор памятников Янке Купале в Минске и Москве, памятнику Франциску Богушевичу в Сморгони).
Отбросив всю народность, белорусскость, поэтизм от сохи, национализм и прочие шлейфы приписываемые Богдановичу, можно отметить, что это был очень молодой автор (не побоюсь слова незрелый) умерший практически юношей (по нынешним меркам), очень впечатлительный, образованный, что можно понять по стихотворению "В старом саду (см. фото выше).
[В стихе упомянуты:
Антуан Ватто (1684-1721)-французский живописец и график, умер от туберкулёза.
Эварист Дезире де Форж ПарнИ - французский поэт (1753-1814)].
А вот другой стих, Максима Богдановича:
* * *
Прочтите с участьем правдивую эту.
Печальную быль.
Упали горячие, чистые слёзы
На серую пыль.
Сверкали дрожащие чистые слёзы,
Срываясь, катясь.
Но в душной и серой пыли обратились
В холодную грязь.
1910
Стихи взяты здесь, по ссылке много других стихов Богдановича на русском языке - https://ru.wikisource.org/wiki/Максим_Адамович_Богданович.
Приятного чтения!