Негативное развитие политической ситуации на Дальнем Востоке к концу XIX века заставило Морское министерство пересмотреть планы по военному судостроению. Япония с британской помощью резко усиливала свой флот с явным желанием повоевать с Россией за Корею и Китай.
В 1898 году была принята дополнительная программа усиления флота «Для нужд Дальнего Востока». Для блокирования японской агрессивности предусматривалось создание на Тихом океане мощной эскадры броненосцев. Кроме того, для обеспечения действий этой эскадры планировалось построить бронепалубные крейсера 2-го ранга (водоизмещение от 2500 до 3500 тонн). Подобных боеспособных крейсеров на это время флот не имел.
На каждый броненосец Тихоокеанского флота ( планировалось к 1903 году иметь 10 штук) предполагалось по одному бронепалубному крейсеру водоизмещением 2500-3000 тонн, скоростью 25 узлов, вооруженному шестью 120-мм орудиями и таким же количеством минных аппаратов, с дальностью плавания в 5000 морских миль.
На них возлагались разведка и посыльная служба, защита эскадры от минных (торпедных) атак эсминцев противника, активная поддержка своих миноносцев, участие в рейдерских операциях на коммуникациях неприятеля. Морское министерство решило, что основным преимуществом этих кораблей должна была стать скорость, от 25 узлов, позволяющая уйти от всех и догнать кого угодно. Такой высокой скоростью в то время не обладал ни один крейсер мира. Особенно привлекательно такой крейсер смотрелся в роли истребителя миноносцев и эсминцев.
Калибр 120 мм действительно был тогда оптимален против миноносцев, а мощное торпедное вооружение и мины позволяли использовать крейсер для добивания военных и гражданских кораблей, а также для минных постановок.
Более того, МТК первоначально замахнулось на конкурс по "30-узловому крейсеру", но незамедлительно было одернуто специалистами Howaldtswerke AG, предоставившими грубый расчет подобного проекта, пояснив, что при заданном водоизмещении 3000 тонн силовая установка под 30-узловую скорость займет две трети водоизмещения, корпус придется делать из папье-маше, а о вооружении и размещении команды и речи быть не может. Осетра урезали и вернулись в техзадании к 25 узлам, что на тот момент действительно было на пределе технических возможностей.
«Полагаю, что 25-узловый ход достаточен. Больше требовать едва ли возможно»,-вице-адмирал И.М. Диков.
На объявленный конкурс на проектирование и постройку малого быстроходного крейсера-разведчика откликнулось девять верфей: германские: Howaldtswerke AG (г. Киль), F. Schichau GmbH и Fríedrich Krupp AG; английские: London and Glasgow Engineering and Iron Shipbuilding Company и Laird, Son & Co (г. Беркенхед); итальянская — Gio. Ansaldo & C.; французская — SA des Chantiers el Ateliers de la Gironde (г. Бордо); датская фирма Burmeister og Vein, а также Невский судостроительный завод при технической помощи английских фирм.
«скорость хода, по крайней мере, 25 уз. Вооружение и броня — по возможности, наибольшие при наименьших затруднениях для хода по открытому морю во всякое время. Судно предназначалось для крейсерской службы в океане и должно было обладать всеми морскими качествами. При этом были поставлены непременным условием большой радиус действия и хорошее помещение для экипажа…» ТТЗ
Проект Howaldtswerke- 3202 тонны, длина 103,63 м, ширина 12,8 м, осадка 4,88 м, две вертикальных машины тройного расширения мощностью по 9000 л.с. с водотрубными котлами Торникрофта.
Проект Ansaldo-две машины по шесть цилиндров, 16 500 л.с., 14 котлов Ярроу, толщина броневой палубы от 20 до 50 мм и бронирование боевой рубки 125 мм.
Проект London and Glasgow Engineering and Iron Shipbuilding Company был отклонен практически сразу.
Невский судостроительный завод разработал проект совместно с англичанами (корпус инженера Э. Рида, а механическая часть корабля — фирмы Maudslay, Sons and Field). Это был корабль длинной 117 м, шириной 12,2 м и водоизмещением 3200 тонн, с 16 котлами Ярроу на две машины, а также бронепалубой толщиной от 30 до 80 мм.
Три проекта от участников поступили уже после его завершения-британская Laird, французская и датская передали их только в январе-феврале 1899 года. Повезло только датчанам, благосклонность королевы-матери принесла им заказ на будущий крейсер «Боярин».
Большинство конкурсантов использовало в проектах легкие миноносные котлы, только Howaldtswerke AG решила выделиться и поставила котлы Бельвиля.
МТК выбрал 3 июля 1898 года проект крейсера фирмы Schichau. 5 августа 1898 года был подписан контракт, немцы обязалась представить крейсер на испытания через 25 месяцев после подписания контракта (впоследствии срок сдачи перенесли на 5 декабря 1900 года).
Полная стоимость крейсера составила 3 391 314 рублей. Контракт Schichau в том числе -2 870 000 руб., без вооружения, снабжения и боеприпасов. По смете корпус обошелся в 913 500 руб.(включая стоимость боевого и палубного электрического освещения и артиллерийской подачи); механизмы и котлы – 1 702 459 руб.; броня – 190 578 руб.; общее снаряжение – 89 789 руб.; артиллерия – 194 808 руб.; артиллерийское снабжение – 168 644 руб.; минное вооружение и электротехника – 72 904 руб. и минное снабжение – 58 632 руб.
Постройка крейсера на заграничной верфи позволяла ускорить его вступление в строй и разгрузить отечественные верфи.
Строительство крейсера задержало согласование чертежей между проектировщиком и МТК, а также задержка с поставками стали.
Бронепалубный крейсер 2-го ранга получил имя «Новик», в честь предшественника, 11-пушечного парусно-винтового корвета Российского Императорского флота типа «Боярин» (1857-1863)
и
Новик - Подросток из дворян, детей боярских и городовых казаков в России в XVI–XVII веках, поступивший на военную службу в 15–18 лет и впервые внесённый в десятни.
Строить начали в Данциге только в декабре 1899 года, но строили немцы быстро. Механизмы изготавливали в Эльбинге. Качество работ соответствовало высшему уровню, детали тщательно подгонялись друг к другу. Контролировал постройку крейсера (и еще четырех миноносцев) капитан 2-го ранга Пётр Фёдорович Гаврилов, первый командир «Новика», скорость и аккуратность работы верфи привели его в восторг от
«поразительной точности пригонки частей набора… Можно смело сказать, что до сих по на стапель не было принесено ни одного золотника лишнего металла, — зубило отсутствует, все отверстия точно совпадают».
К моменту официальной закладки 29 февраля 1900 года корпус был уже сформирован до броневой палубы.
В августе 1900 года состоялся спуск на воду. На церемонии присутствовали: генерал-губернатор и командующий войсками Западной Пруссии, представители русского посольства в Германии, командиры строившихся на немецких верфях крейсеров I ранга «Аскольд» и «Богатырь», соответственно — Н. К. Рейценштейн и А. Ф. Стемман, бывший морской министр Франции адмирал Лакруа. Русский посол граф Н. Д. Остен-Сакен приехать не смог, поэтому прислал в дар кораблю икону в позолоченной ризе с дарственной надписью.
В мае 1901 «Новик» вышел на заводские ходовые испытания. Однако тут и на Schichau нашлась проруха. Немцы торопились увидеть результат своего труда и быстрее сдать корабль заказчику. Вместо постепенного наращивания мощности немцы "газанули" на максимум. На первом же выходе крейсер разогнался до 24 узлов. Итогом уже со второго выхода стал ряд аварий с машинами и винтами, случившихся на четырех выходах из семи. Облегченный до предела корпус тоже радовал вибрацией.
«Допущенное заводом при первых же ходах форсирование машин было главной причиной затянувшихся испытаний и ряда различных аварий». Гаврилов П.Ф.
Попутно устранялись и прочие обнаруженные дефекты: наличие раковин на гребных валах, проблемы затопления кормового патронного погреба (вместо 15 минут он набирал воду 53 минуты), и даже «значительное движение корпуса в горизонтальной плоскости около середины длины судна, то есть около помещения бортовых машин».
«По выяснении результатов испытаний оказалось, что крейсер «Новик» удовлетворяет вполне всем тем тяжелым условиям, положенным в контракте, и представляет собой удавшийся тип военного судна, скорость хода которого не была еще ни разу достигнута при данных размерениях. «Новик» составляет мастерское произведение германского судостроения, которым должны гордиться всякий немец и всякая немка». Германский журнал «Die Flotte», январь 1902 года.
12 мая 1901 года, практически завершённый постройкой крейсер, неофициально посетил кайзер Вильгельм II, одарив офицеров крейсера своим портретом на память. Николай II, посетивший Данциг в августе 1901 года, до крейсера так и не добрался, ограничившись беседой с капитаном Гавриловым на борту "Штандарта".
Только 23 апреля 1902 года корабль завершил официальные испытания на полный ход и 15 мая покинул Данциг, взяв курс на Кронштадт. От момента начала работ и до вступления «Новика» в состав Российского императорского флота прошло 2 года и 4 месяца( на российский «Жемчуг» ушло 3,5 года).
После прибытия крейсер стали готовить к отправке на Тихий океан. 6 декабря 1902 года командиром «Новика» стал капитан 2-го ранга Н.О. фон Эссен. 2 апреля 1903 года крейсер прибыл в Порт-Артур.
Ценой рекордной скорости стало максимальное ослабление конструкции корпуса, однако крейсер свой экипаж ни разу не подвел. Расчеты германских инженеров оправдались.
По немецкому образцу в России были построены еще два подобных крейсера и один в Дании. Правда, российские и датские инженеры рисковать не стали, конструкцию корпуса усилили. Потеряв часть скорости, крейсера стали более надежными. При определенном подходе, последствием появления «Новика» можно считать многочисленные крейсера-скауты британского и других флотов.
«Тип крейсера II ранга „Новик“ представляет собою огромный миноносец в 3000 тонн с 25-узловым ходом. Нижняя часть крейсера представляет собою сигароподобное сооружение, по вертикальному направлению несколько сплюснутое, сверху прикрытое броневою палубою, а снизу состоящее из двойного дна, постепенно сходящегося с наружною обшивкою и приблизительно на половине расстояния от киля до ватерлинии переходящего в систему бортовых угольных ям, снизу и сверху броневой палубы. Над сплюснутою сверху подводною „сигарою“ стоит надстройка, в большей своей части надводная, образующая одно межпалубное пространство». Такими словами начиналось описание этого корабля в «Отчёте по морскому ведомству за 1897–1900 годы».
С экономической точки зрения «Новик» был довольно дорогим кораблем. На него было затрачено 3 391 314 рублей. Для сравнения «Богатырь» это 5 509 711 руб., «Аскольд» 5 196 205 руб., «Баян»- 6 964 725 руб., а четыре 350-тонных миноносца фирмы «Шихау», обошлись казне в 2 993 744 руб. Какой простор для альтернатив и комбинаций!
Три «Новика» или два «Аскольда» или 13 эсминцев ? Или 6 «Новиков» на все?
Только сперва надо определиться с задачами. «Новик» прекрасно мог и реально гонял японские миноносцы. Это факт. Он реально был самым легким на подъем и быстроходным крейсером ТОЭ. Но встреча с любым (!) японским крейсером (кроме авизо) для него была фатальной.
В принципе он мог работать и по коммуникациям, хотя его автономность оставляла желать лучшего, так что по ближним. Но... любой японский крейсер....
Когда требуется обнаружить неприятеля или атаковать его торговые суда, шесть «Pelorus» представляются более пригодными для этих целей, чем три «Новика», поэтому единственным преимуществом этого крейсера является скорость. Достаточна ли его 25-узловая скорость, чтобы уйти от 21-узлового «Cressy»? Мы отнюдь не уверены в этом — напряжение, требующееся для поддержания такой скорости (или близкой к ней) на небольшом корабле, чрезвычайно высоко.
Кроме того, имеются 23-узловые крейсеры таких типов, как «Essex», «Drake» и «Баян». Можно ли уйти от них? Это весьма сомнительно. Даже при обычном состоянии моря масса менее быстроходного корабля будет сказываться: чем меньше корабль, тем труднее для него поддерживать свою скорость, если только он не идет по идеально спокойному морю. А такое его состояние существует разве что в расчетах, да на бумаге.
На бумаге, разумеется, все выглядит таким образом: 25-узловой корабль находится, например, в пяти милях впереди преследующих его 23-узловых кораблей. Каждый час он выигрывает две мили, следовательно, через 10 часов расстояние между ним и преследователями составит 25 миль. Все просто и выглядит прекрасно, и в большинстве случаев рассматривается как аргумент. Но действительно ли все так и происходит? Рассмотрим вероятные факты.
Назовем 25-узловый корабль «А», 23-узловый — «Б». Первый предположительно идет с крейсерской скоростью и, допустим, готов развить полный ход (хотя это лишь допущение). Предположим, что его скорость составляет 18 уз, а после обнаружения «Б» он форсирует ее до 21 уз или около того, но постепенно она снижается до 17 уз.
«Б» также форсирует ход и, будучи меньше подвержен воздействию неспокойного моря, может уверенно поддерживать 21-узловую скорость, которая также медленно уменьшается, но до 20 или 19 уз.
Через 10 часов «А», вместо того, чтобы опережать «Б» на 25 миль, вероятно, превратится в развалину на глубине двух миль, а «Б» будет продолжать движение со скоростью 17 уз. Таковы, во всяком случае, уроки погонь на морских маневрах.
Один из авторитетных германских специалистов назвал построенный для России крейсер «Чехлом для машин».
- Будет уже не малым выигрышем, если суда в 3000 тонн типа «Новик» заменят безбронными судами того же водоизмещения, годными и для разведки, и для боя" ..Адмирал С. О. Макаров
В этом вопросе частично придется согласиться с выводом Н. Л. Кладо: крейсера малого водоизмещения оправдывают себя лишь в качестве бронепалубных, …"совершенно не приспособлен для боя и пригоден лишь для посылок, обладает очень слабой мореходностью и в свежую погоду он не может воспользоваться своей большой скоростью, и любой броненосный крейсер оставит его далеко позади ".
«Нови́к», с 1906 года «Судзуя» (鈴谷) Schichau-Werke, Данциг, Строительство начато 29 февраля 1900 года. Спущен на воду 2 августа 1900 года. Введён в эксплуатацию 1901 год. Затоплен экипажем в 1904 году.
Японская империя-«Судзуя» ( 鈴谷) 16 июля 1906 года поднят и отправлен на восстановительный ремонт. Введён в эксплуатацию 11 июля 1908 года, разобран на металл в 1913 году
Водоизмещение 3080 тонн. нормальное проектное (полное) 3000 (3140)тонн. Длина 109,86/110,5 м. Ширина 12,20 м. Осадка 5,03 м (углубление)
Бронирование- палуба (ник.сталь) 37-51(скосы), гласис МО 70, рубка (круп.) 30, щиты орудий 25 мм.
Двигатели- 3 вертикальные машины тройного расширения , 12 котлов Шульца-Торникрофта, 17 000 л. с. , на испытаниях 17 789 л.с. Движитель 3 винта. Скорость хода проектная максимальная 25 узлов, на испытаниях 25,6 узла на 19000 л.с.. Запас угля 360/500 тонн. Дальность плавания проектная 5000 миль при 10 узлах, фактическая 3500 миль при 10 узлах; 2370 миль на 12 узлах, экономический ход - 8 суток; 660 миль на 25 узлах - 1 сутки. Экипаж 12 офицеров, 316 кондукторов и нижних чинов
Вооружение- 6 × 120-мм/45 орудий Канэ , 6 × 47-мм Гочкиса (43 калибра), 2 × 37-мм/23 орудия Гочкиса на катерах, 64-мм/19 десантное орудие Барановского, 2 × 7,62-мм пулемёта Максима. Минно-торпедное вооружение 5 × 1 × 381-мм надводных минных (торпедных) аппаратов
Корпус крейсера был изготовлен из мягкой сименс-мартеновской стали, он имел полубак, таранный форштевень со шпироном. В районе машинных и котельных отделений имелось второе дно из стали толщиной до 7 мм, в оконечностях оно доходило до броневой палубы, 17 водонепроницаемых переборок ниже броневой палубы и 9 выше броневой палубы. Крейсер имел три палубы- верхнюю, жилую и броневую. Вдоль машинных и котельных отделений по бортам над броневой палубой размещались угольные ямы.
Корпус корабля был максимально облегчен для достижения максимальной скорости. Причем, с одной стороны, корпус стонал и пел, с другой вполне удачно пережил свои шторма и боевую службу. Длинный и узкий корпус с соотношением почти 9,1 добавил крейсеру скорости, но породил сильную боковую качку и превращал корабль в неустойчивую артиллерийскую платформу. От установки боковых килей для стабилизации качки отказались, так как это могло снизить скорость.
«которые, хотя, вероятно, повлияли бы вредно на скорость крейсера, но в то же время дали бы ему необходимую для артиллерийской стрельбы устойчивость». Н.О. фон Эссен
Мореходность крейсера была достаточной, но в зимний средиземноморский шторм при попутной волне корабль сильно «валяло», крен достигал 25 градусов при частоте колебаний до 13-14 в минуту. Однако против волны он «держался прекрасно, не принимая совсем воды носом, и испытывая сравнительно незначительную качку» (Эссен).
Для уменьшения нагрузки покрытие верхней палубы было изготовлено из линолеума толщиной 6-7 мм. В эксплуатации покрытие из линолеума оказалось неудачным. Он способствовал нагреванию палубы, при этом линолеум на жилой палубе размягчался настолько, что на нем даже оставались следы прошедшего по нему человека, и конечно же, он рвался и быстро превращался в лохмотья. От намокания он становился чрезвычайно скользким, при дожде или сильном волнении пройти по верхней палубы, не держась за леер, было практически невозможно. В Порт-Артуре линолеум заменили, но и тот быстро пришел в полную негодность.
По весу на корпус с броневой палубой и другой броней приходилось 1 219,858 тонн (44,86%);Машины и котлы – 790,417 тонн (29,07%);Артиллерия – 83,304 тонн (3,06%);Боезапас – 67,76 тонн (2,49%); Уголь – 360 тонн (13,24%); Команда с вещами – 49,5 тонн (1,82%); Различное оборудование – 97,786 тонн (3,6%); 50,5 тонн провианта и пресной воды (1,86%).
Ради рекордной скорости «Новика» пришлось пожертвовать прочностью корпуса и огневой мощью крейсера.
Силуэт крейсера выделялся тремя прямыми трубами и одной мачтой между второй и третьей трубами. В носу и корме были размещены два поперечных мостика.
Боевая рубка была забронирована 30 мм никелевой сталью. Щиты орудий имели толщину 25 мм, но так как щит носового орудия перекрывал часть обзора боевой рубки, его позже демонтировали. Броневая карапасная палуба располагалась на 60 см выше ватерлинии. Она состояла из двух листов толщиной 20 и 10 мм. На скосах, уходивших к бортам на 1,25 м ниже ватерлинии, вверху толщина составляла 50 мм (15+35 мм). В оконечностях броневая палуба заворачивалась вниз, за 29,5 метров до тарана в носу, в корме-за 25,5 м до ахтерштевня. Палуба доходила до глубины 2,1 метра в носу и 0,6 метра в корме.
Часть цилиндров машин, которые не вместились под броневую палубу, были прикрыты 70 мм гласисами ( по другим данным 25 мм). Над скосами вдоль бортов размещалась дополнительная защита-угольные ямы. Дымоходы и элеваторы подачи боеприпасов выше бронепалубы не бронировались. Коффердамы не использовались.
Если толщина броневой палубы обеспечивала защиту от 152-мм снарядов на дистанции от 20 и более кабельтов, то броня рубки и размеры орудийных щитов, отсутствие бронирования дымоходов и элеваторов были недостатками защиты корабля.
Силовая установка крейсера состояла из трех вертикальных четырёхцилиндровых машин тройного расширения номинальной мощностью 17 000 л.с. и 12 водотрубных котлов системы Торникрофт-Шихау. Эти котлы имели некоторые сложности в обслуживании. В носовом машинном отделении стояли обе бортовые машины, в кормовом средняя машина, кроме того было шесть котельных отделений, с выходом попарно на три трубы. Это повышало живучесть крейсера при одном удачном попадании. Схема-трехвинтовая, что также увеличивало живучесть.
На итоговых испытаниях 23 апреля 1902 года «Новик» за пять пробегов на мерной миле развил среднюю скорость 25,08 узлов при 17 789 л. с. Тем не менее выполнить контрактное требование- держать 6-часовой 25 узловой ход верфь не смогла.
На этот момент крейсер «Новик» стал самым быстроходным в мире.
Применение трехвальной схемы силовой установки кроме плюсов привело и к минусу- расчетная 5000 мильная дальность при запасе угля 360/509 тонн усохла до 3200 на тех же 10 узлах. Установка кушала очень много угля. На экономическом ходу под крайними машинами сопротивление среднего винта снижало КПД.
Обитаемость крейсера была неоднородной- офицерские каюты были просторными и комфортными. Отопление жилых помещений производилось паровым отоплением. А матросам приходилось спать на палубе, так как гамаки не были предусмотрены. Под койки подкладывали брезент-и все.
«Сильное нагревание палубы вредно отзывается на людях, которые за неимением места для подвешивания [коек] должны спать прямо на палубе, имея под собою в несколько раз сложенные брезенты и койку: такое расположение людей способствует легкому приобретению простуды и не дает должного отдыха».Н.О. фон Эссен
Штатный состав экипажа-328 человек, в том числе – 12 офицеров. Флоту корабль был сдан с «тремя штаб-офицерами, восемью обер-офицерами, двумя инженер-механиками, 42 унтер-офицерами и 268 рядовыми»(323 человека).
Кроме того, немцы ошиблись в весовых расчетах, и крейсер имел постоянный дифферент на нос. Если на испытаниях заводская команда смогла временно устранить этот недостаток, то в ходе флотской службы он присутствовал в диапазоне 20-35 см. На практике это отнимало часть скорости, на прогоне в Порт-Артуре 23 апреля 1903 года крейсер выдал только 23,6 узла. Хотя, конечно, потеря скорости на службе-обычное дело для эпохи "пива и графита".
Главный калибр крейсера- шесть 120-мм орудий системы «Кане» с длиной ствола 45 калибров. Станок на центральном штыре. Максимальная дальность их стрельбы 15 км при максимальном угле возвышения орудия в 15°( по другим данным 48 кбт или 10 065 м при возвышении в 18 или даже 20° ). Скорострельность — 12 выстрелов в минуту. Бортовой залп- 4 орудия, погонный или ретирадный- три.
В артпогребах помещалось 295 фугасных, 255 бронебойных, 257 чугунных и 250 сегментных снарядов.
Начальная скорость 20,47 кг фугасного и бронебойного снарядов составляла 823 м/секунду, вес выстрела – 29,27 кг. Заряжание унитарное. По другим данным вес унитара 35,8 кг.
Противоминное вооружение крейсера -шесть 47-мм орудий «Гочкиса» на установках А. П. Меллера с ртутными компрессорами. Четыре пушки на прямых конических тумбах на верхней палубе, а две на наклонных конических — на полубаке у рубки. Максимальная дальность стрельбы 7,2 км при максимальном угле возвышения орудия в 10,5°. Скорострельность — 20 выстрелов в минуту.
Кроме того на крыльях кормового мостика стояли две 37-мм одноствольные пушки «Гочкиса». Еще два пулемета 7,62-мм «Максим» находились на марсе. Его максимальная дальность стрельбы составляла 2,4 км, скорострельность 500 выстрелов в минуту.
Для высадки десанта использовалось десантное 63,5-мм орудие Барановского на колесном лафете. Его максимальная дальность стрельбы составляла 2,8 км, а скорострельность — 5 выстрелов в минуту. Для вооружения катеров могли устанавливаться две 37 мм пушки.
Для определения расстояния до противника использовался два микрометра Люжоля-Мякишева, эффективных до 20 кбт, но в Порт-Артуре его сменил дальномер Барра и Струда.
Как уже упоминалось, «Новик» в силу особенностей конструкции не был устойчивой артиллерийской платформой.
«Ввиду того, что крейсер по своей конструкции легко подвергается сильной боковой качке, стрельба с него весьма затруднительна и без достаточной практики не может быть меткой… … По сему же желательно дать возможность практиковаться вспомогательной стрельбой из стволов (вероятно, речь идет о стволиковых стрельбах – прим. авт.) при всех обстоятельствах погоды сверх положенного числа стрельб и по возможности на контр-галсах и на большом ходу».Лейтенант А.П. Штер, артиллерийский офицер крейсера
Проект предусматривал установку шести надводных торпедных аппаратов для 381-мм самодвижущихся торпед Уайтхеда образца 1898 года (по две на аппарат), двух метательных минных аппаратов для паровых катеров и 25 якорных мин. В 1900 году от мин и минных аппаратов для паровых катеров отказались.
Торпедных аппаратов оставлено было пять, от носового отказались из-за тесноты в носовом отсеке. Кормовой торпедный аппарат был неподвижным, бортовые располагались на яблочных шарнирах. Передняя пара стояла на высоте 1,65 м от ватерлинии на уровне носового орудия и имела обстрел 65° по носу и 5° по корме от траверза. Задняя пара находилась на высоте 1,5 м на уровне третьей трубы и могла наводиться на 45° в нос и 35° в корму.
381-мм мина проекта завода Лесснера образца 1898 г. имела небольшой заряд взрывчатки – 64 кг, и малую дальность хода – 600 м со скоростью 30 уз. или 900 м со скоростью 25 узлов. Взрывоопасность запаса торпед значительно превышала шансы успешно применить их.
Средствами связи, обнаружения, вспомогательным оборудованием крейсер был обеспечен крайне скудно. Для передачи приказов по кораблю использовали горн, барабан и вестовых, а также 15 телефонов Сименса и 22 колокола громкого боя.
Четыре динамо-машины работали на 462 электролампы и три боевых прожектора диаметром 0,75 м, два из них находились на баке и юте, а третий, поворотный, на специальной площадке на мачте.
Внешнюю связь обеспечивал аппарат беспроволочного телеграфирования, изготовленный в Кронштадтской мастерской по системе А. С. Попова, с дальностью действия до 15—17 миль. На ходу он вообще не работал.
Единственная мачта ограничивала возможности по передаче сигналов, репетованию сигналов флагмана, размещению радиоантенны, топовым огням и даже по леерам для сушки белья.
Спасательные средства крейсера включали большой баркас, два паровых катера, один командирский катер, два вельбота и ял.
Модернизации и переоборудования
В соответствии с условиями Портсмутского мирного договора южным Сахалина завладела Япония. Крейсер «Новик» был поднят, переименован в «Судзуя» и прошёл модернизацию, на него установили два 152-мм орудия на носу и корме, а также четыре 120-мм орудия. Позже 120-мм орудия были заменены на шесть 76-мм орудий, шесть 47-мм и две 37-мм. На крейсере были установлены восемь новых котлов системы «Миябара», носовое котельное отделение вместе с дымовой трубой было ликвидировано. Сначала он числился как авизо, а под конец был кораблем береговой обороны и 1 апреля 1913 его сдали на слом.
«Новик», как и многие корабли ТОЭ, свои конкурентные преимущества не отыграл. С одной стороны он представлял собой авизо, как его логично и классифицировали японцы, с другой, при этом он обладал рекордной и явно избыточной скоростью для рутинной сторожевой и посыльной службы.
У него был потенциал в роли истребителя эсминцев, но в реальности случаев ему не представилось, а в этой роли его не использовали. Лидировать эсминцы тоже дело специфическое. Хотя именно к лидерам "огромный миноносец в 3000 тонн" и был ближе всего.
В разведку он ходил два-три раза, но недалеко и с опаской, ибо любое столкновение без поддержки для него фатально.
Возможны были какие-то вылазки, типа тех, что устраивали австрийцы со своими легкими крейсерами под прикрытием броненосных. Но ничего такого и не планировалось.
Для обстрела берега и сторожевой службы он подходил примерно также как микроскоп в качестве кувалды. В бою он был скорее бесполезен, неустойчивая артиллерийская платформа со слабыми орудиями.
В принципе и целиком формат крейсеров-скаутов "не выстрелил".
Оптимальным водоизмещением для легких крейсеров оказалось около 5000 тонн, позволяющее получить сбалансированный и боеспособный корабль.
Реальным же и гораздо более удачным наследником «Новика» стал эскадренный миноносец «Новик», который как раз "смог". И в разведку и в бой и в отработку береговых целей. И все это на прекрасной скорости.
Больше, лучше, подробнее ЗДЕСЬ:
Служба «Новика»-в отдельной статье.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам