COVID-19 прямо сейчас сокращает объем выбросов CO2 в атмосферу: отменяются концерты и чемпионаты, мы больше работаем из дома и меньше пользуемся транспортом. Но как повлияет пандемия на нашу среду обитания в будущем?
Природа восстанавливается без присутствия человека
Впервые за долгое время в марте 2020 года вода в каналах Венеции стала прозрачной настолько, что можно разглядеть плавающих под водой рыб. Это произошло после введения в Италии полного карантина и запрета на движение лодок по водным путям ВенецииВ это же время в социальных сетях появилось множество ложных новостей о вернувшихся в венецианское воды дельфинах и лебедях. National Geographic быстро их опровергли — фотографии с лебедями были сделаны на острове Бурано, где эти птицы жили всегда, а видео с дельфинами снято на острове Сардиния за сотни километров от Венеции.
Пустые каналы в Венеции: из-за карантина вода в них очистилась
Спутниковые снимки, которые фиксируют следы человеческой деятельности — выбросы выхлопных газов от автомобилей, сжигаемое на электростанциях ископаемое топливо и другие отходы производств — демонстрируют поразительное снижение уровня загрязнения в Китае и Италии и США с момента начала вспышки коронавируса.
По данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в период с 3 февраля по 1 марта выбросы СО2 в Китае сократились как минимум на 25%, что связано с жесткими государственными мерами по борьбе с распространением вируса. Люди стали меньше пользоваться автомобилями, сократились объемы производства.
Китай является крупнейшим загрязнителем атмосферы на нашей планете. Ежегодно он производит 30% общемирового объема выбросов СО2.
По данным Министерства экологии и окружающей среды Китая, число дней с «хорошим качеством воздуха» выросло на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Международная ассоциация воздушного транспорта недавно объявила о том, что глобальные авиаперевозки в январе, хотя и продолжают демонстрировать рост, показали самый низкий месячный рост с апреля 2010 года. А февральские цифры могут быть еще ниже. На самолеты приходится примерно 3% от общего объема выбросов парниковых газов в США, а к 2050 году этот показатель по прогнозам должен вырасти в три раза. Поэтому любые изменения в структуре авиаперевозок могут оказать существенное влияние на загрязнение атмосферы.
Однако экологи видят в этом не только позитивную сторону, но и проблему
Текущие изменения показателей происходят не на системном уровне, а вызваны непредвиденными и довольно печальными событиями. Сейчас вирус вступает во вторую фазу и распространяется за пределы Китая в другие страны. Это снижает глобальный спрос на нефть и грозит общим экономическим спадом. В долгосрочной перспективе это может значительно замедлить развитие отрасли «зеленых» технологий и возобновляемых источников энергии.«Было бы ошибкой полагать, что быстро распространяющийся вирус, который уже убил тысячи человек, а миллионы посадил в карантин, значительно повлияет на изменение климата, — говорит Джеймс Темпл, редактор отдела энергетики MIT Technology Review. — В мировой истории уже были случаи уменьшения выбросов вследствии экономических кризисов, эпидемий и войн. И каждый раз показатели выбросов СО2 снова увеличивались, как только экономика приходила в норму».
Джеймс Темпл перечисляет несколько возможных последствий вируса для долгосрочных действий по изменению климата: