Найти тему
🎬💥Кинодом

Как создавали спецэффекты для фильма "Привидение" 1990

Оглавление

В этом году исполняется 30 лет одному из самых знаменитых фильмов мирового кинематографа - фильму «Привидение».

В то время индустрия спецэффектов только-только вставала на ноги, режиссеру Джерри Цукеру пришлось решать массу непростых задач - в его фильме герой должен был проходить сквозь стены и двери, прыгать через проносящийся мимо вагон метро и проходить через человека, надо было показать ангельских и демонических сущностей, являющихся за душами умерших - всего фильм насчитывает около 100 сцен, снятых при помощи спецэффектов. Сцен было еще больше, но скромный бюджет всего 22 миллиона долларов вынудил сильно сократить их количество. Например, в некоторых эпизодах, где Сэм должен был пройти в помещение через закрытую дверь, дверь просто открывали.

Над спецэффектами для картины трудились сразу три компании: Available Light, Industrial Light and Magic, которая создала все сцены прохода сквозь объекты, и Boss Film Corporation, которой выпало делать финальную сцену прощания Сэма с Молли.

Сквозь предметы

Основной задача ILM было придать предметам в сценах с прохождением сквозь стены эффекта объемности - все, что снималось ранее, выглядело достаточно топорно, плоско. Решили делать эти сцены так, словно бы призрак при прохождение сквозь препятствие вбирал в себя текстуру стены или двери. Воплотить это на экране оказалось непросто. Для съемок применяли хромакей, сплит-скрин (техника отображения в компьютерной графике, когда происходит разделение одного экрана на несколько смежных частей для одновременного отображения нескольких потоков видео) с применением моушн-контроля (технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией, основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированной операторской техники) и перекладку, которую обычно используют в мультипликации.

А если Сэму предстояло пройти сквозь отдельно стоящий предмет, то снимали сначала Патрика Суэйзи, затем предмет и комбинировали два изображения в одно.

Наиболее сложной для создания оказалась сцена, в которой Сэм бьет Карла из-за скорости движения руки Суэйзи. Решили отказаться от того, чтобы показать зрителю, как его рука проходит через тело Карла, и вместо этого придумали сделать размытый след от движения руки Сэма при помощи анимации.

В метро

Помните эпизод, в котором Сэм встречает в метро местного призрака — неуравновешенного мужика, умеющего воздействовать на объекты физического мира с помощью разума? Призрак сбежал от Сэма и он ищет его, прыгая из одного вагона в другой, а потом просто просунув голову сквозь проходящие вагоны. Сцена снималась при помощи хромакея с дальнейшем наложением изображения вагонов поезда.

-2

Прыжки Патрика Суэйзи из поезда в поезд тоже снимали на фоне хромакея. Актер прыгал при помощи трамплина. Позже этот отснятый материал соединили со съемкой очень подробного макета, сделанного Лорном Питерсоном и его командой модельмейкеров ILM - метро в фильме не настоящее.

Макет поезда в масштабе 1:12 достигал 15 метров в длину и включал шесть полностью функционирующих вагонов. Их составные части вырезали лазером из пластмассы, добавили слой алюминия, чтобы придать им вид нержавеющей стали, а гофрированные части повторяли элементы реальных вагонов нью-йоркского метро.

-3

Крыши вагонов сделали методом вакуумной формовки. Колеса отлили по формам, которые использовали для стоящей на рельсах модели ДеЛориан из фильма «Назад в будущее — 3» (1990). Миниатюрные лампочки для тоннеля позаимствовали из числа тех, что использовали в миниатюрном туннеле в фильме «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984). В движение эти вагоны приводили трос и лебедка.

Эта же команда сделала для съемок и миниатюрную копию нью-йоркской улицы. Макет был построен в масштабе 1:8 всего за восемь дней. Говорят, что когда Цукер увидел первые кадры отснятой улицы, он сказал: «Когда будете делать модель, хорошо бы она выглядела, как эти плейты». Он не понял, что это уже был макет.

Внутри человека

В начале фильма Сэм оказывается в больнице и через него проходит медбрат. Что может видеть призрак, оказавшись "внутри" человека?

Специалисты студии Boss решили использовать изображения из книги по человеческой анатомии, где были напечатаны снимки тканей человеческого тела, сделанные электронным микроскопом. Они нашли автора книги и получили от него оригинальные изображения. Их пересняли, раскрасили на компьютере и анимировали.

Ангелы и демоны

Еще до того, как ILM влились в проект, Джон Ван Влит и Кэтрин Кин из Available Light начали заниматься темными призраками, которые утаскивают тела грешников в ад. Их назвали кликеры.

Образы демонов были разработаны на основе образов немецких офицеров из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход", а те жуткие звуки, которые они издавали, это всего лишь крики новорожденных детей, пущенные "задом на перед" и немного замедленные.

-4

Всех демонов в фильме должен был сыграть один человек - актер-мим Майк Джиттлоу, который был способен замирать в полной неподвижности на длительное время. Его нарядили в белый балахон и сняли на черном фоне (в дальнейшем эти сцены проходили через процедуру инверсии и черное становилось белым, а белое черным). Съемку проводили на большой выдержке - 8 секунд на один кадр, в результате очертания одежды, болтающейся на демонах, размывались и превращались в подобие темного энергетического поля. Но Джиттлоу скоро разочаровался в работе и вышел из проекта. Приглашенный на его место другой мим не справился с задачей. И тогда ассистент оператора Билл Аранс предложил свою кандидатуру. Он идеально вписался в замедленный режим съемки, хотя это было довольно сложно: персонажа снимали обычным методом, а призраков — покадрово, но движения должны были совпадать. Эта съемка заняла десять недель

Кроме темных сущностей, в фильме есть и светлые, которые появляются, чтобы увести душу праведного умершего в рай.

-5

Каждую сцену снимали дважды. Сначала - актера на операционном столе, затем нужно было снять как он медленно садится, но на фоне черного бархата. И тут произошел казус: актер был темнокожий. Но оператор Адам Гринберг осветил его поярче, и все получилось. Ну, почти все - гидравлическая машина, которая должна была помочь актеру сесть медленно и ровно, как призраку, внезапно сломалась. Но парень был в отличной физической форме и сыграл эту сцену без помощи всяких машин.

Небесный свет

Для финальных кадров входа Сэма в загробный мир применяли самые разные технологии. Тут была и картина, написанная маслом, и съемка света, отраженного от листа фольги, и съемки на фоне хромакея, и анимация, а вход пошли эндоскоп и новогодняя мишура. Фигуры на дальнем плане, встречающие Сэма в Раю, это танцоры, одетые в белые облегающие костюмы, которых сняли без наведения резкости, а сияющие блики это отражения на фольге света от линз объективов.

-6

Эти же технологии использовались и для съемок сцены прощания Сэма с Молли.

-7

А вы любите этот фильм?