Найти в Дзене
Здоровье Среда

Брестская крепость и в чём Сталин обманул Гитлера?

Оглавление

Граница на замке?

Защитники Брестской крепости (Петр Кривоногов 1951 г.).
Защитники Брестской крепости (Петр Кривоногов 1951 г.).

Для детей, родившихся после войны, перед их глазами еще всюду виднелись шрамы разрушенных городов и деревень. Покалеченные фронтовики, все это отзывалось, как эхом о недавних кровопролитных сражениях за нашу Родину. Наши детские игры постоянно сводились к импровизированным военным действиям. Мы играли в войну. Несмотря на то, что это была игра, мы в ней всегда убивали фашистов из своих деревянных винтовок, пистолетов и автоматов. Поэтому, а может и совсем не поэтому, а потому, что мы были маленькими патриотами своей страны, и мы, каждый из нас стремился защитить свою Родину, свою Страну.

Перед началом боя всегда возникали споры кого будем убивать? Понятно, что фашистов, но кто будет играть эту роль сегодня. Это притом, что мы каждый раз менялись ролями, но никому не хотелось играть роль врага, даже в порядке очереди.

Повзрослев, учились в школе, где нам рассказывали учителя, как тяжело было в тылу справляться женщинам и быстро взрослеющим детям, с тяжелым трудом на заводах, фабриках, на колхозных полях. Все было подчинено одной цели: «Все для фронта – все для победы!» Что говорить о фронте, где смертельная опасность нависала над каждым солдатом и офицером, над каждым защитником страны.

Детское сознание наполнялось героическими историями войны после чтения книжек про войну. Позднее прочитал «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Пожалуй, это самая значимая книга, врезавшаяся в память, которая одной из первых всплывает в сознании из тех давно прочитанных книг о войне. Из всего прочитанного, услышанного в те детские годы, на первом месте стоял не придуманный, а настоящий патриотизм и героизм наших солдат, несгибаемый дух офицеров и полководцев, отстоявших всеобщую и мою, в том числе, независимость и свободу.

Вот отец мало рассказывал о войне, хотя на его гимнастерке было немало военных наград, среди них медаль: «За отвагу». Не всякий солдат удостаивался такой высокой награды. Медаль «За отвагу» была особо уважаемой и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Отец отличился в период успешной, наступательной операции, проведенной по освобождению Белоруссии. Знаменитая крупномасштабная операция под кодовым названием «Багратион», получившая имя полководца и героя Отечественной войны 1812 года. Секретная военная операция советских войск в Белоруссии, когда наши войска скрытно для противника прорвались в тыл германских войск через непроходимые белорусские болота. Притом, прорвалась не только пехота, но и танки. Для немцев это было полной неожиданностью, что и привело их к быстрому поражению и освобождению Белоруссии. Символично, операция началась 22 июня 1944 года и продлилась до конца августа. В ходе обширного наступления была полностью освобождена Белоруссия и частично Прибалтика. Это был реванш за провальное поражение в 1941 году.

Отец служил в инженерных войсках, на долю которых и выпала «честь» в этих болотах строить лежневку (дорога из настланных брёвен), для прохода танков и другой техники. В его скудных рассказах проскакивали нотки печали и скорби по погибшим и полегшим солдатам в этих болотах, которые по горло в воде и болотной тине, таскали бревна для настила. А потом, еще в не обсохшей гимнастерке, сразу в бой.

Каждый из них был истинным патриотом-защитником, притом их патриотизм строился не только «За Родину, за Сталина!», но на своем внутреннем, где за его спиной семья, его маленькая Родина.

Мои детские представления строились тоже на патриотизме, как на той самой страшной войне, но там они доказывались с оружием в руках, а не с деревянной винтовкой.

Война все дальше

Всё уходит в лету, вот уже 75 лет окончания войны и 79 лет кануло с начала штурма Брестской крепости.

В 11-м году вышел фильм «Брестская крепость» производство «Беларусьфильм» на широком экране с полифоническим звуком, я посмотрел эту картину. Кино сняли наши современники. Я думаю, они тоже патриоты своей Родины и их патриотизм состоял в том, чтобы быть максимально объективными. Но кино художественное, что-то надумано, что-то не так снято, но в целом показывает тот героизм и ту обстановку, которая развернулась впервые дни войны вокруг защитников крепости.

После просмотра у меня неоднократно в голове всплывали картины и эпизоды из этого фильма. Я переваривал эту трагедию с точки зрения, нет не с позиции Верховного главнокомандующего, он что сделал, то сделал; и даже не с позиции командующего Западным фронтом, я рассматривал ее с позиции, чтобы мог бы сделать я на месте командующего 4-й Армии и коменданта гарнизона Брестской крепости. Как бы я поступил на их месте?

Я побывал в Брестской крепости в начале 90-х годов, возвращаясь поездом из Варшавы с пересадкой в г. Бресте. Времени было не так много, что-то удалось посмотреть, но у меня с собой не было фотоаппарата, поэтому в памяти остались разбитые снарядами стены, казематы и железобетонные монументы, выстроенные после войны. В то время не думал и не предполагал, что у меня через 20-30 лет могут возникнуть вопросы к самой крепости (не к защитникам).

Сталин обманул Гитлера?

-2

Сталин, перед самой войной высказал одну фразу, что он обманул Гитлера. Но в чем состоял этот обман, сейчас вряд ли кто-то скажет. Можно только предполагать, что это связано с разграничением сфер интересов по дополнительному секретному протоколу к Договору о ненападении между Советским Союзом и Германией. Брест-Литовск был передан Советскому Союзу, это произошло 22 сентября 1939 году, после торжественного марша и вывода немецких войск.

Для Германии это, безусловно, была большая потеря, крепость которую они отбили у поляков и фактически владели ей, пришлось вторично в будущем штурмовать.

Очевидно, что при негласном противостоянии СССР и Германии, получить такой укрепленный бастион, как Брестская крепость, это можно считать достижением советской дипломатии.

А может сталинский обман состоял в том, как прошла демаркационная линия по реке Буг.

Брестская крепость в плане. Слева государственная граница Белоруссии [1].
Брестская крепость в плане. Слева государственная граница Белоруссии [1].

Интересный факт: «По соглашению от 2 октября граница должна была пройти по восточному берегу реки Буг, но на месте выяснилось, что при таком раскладе Западный остров с Тереспольскими укреплениями и часть фортов Брестской крепости оказываются на немецкой территории» [2].

От имени командующего Белорусским фронтом Ковалева в Москву была направлена телеграмма: «Установленная граница по р. Буг у г. Брест-Литовска крайне невыгодна для нас по следующим причинам: город Брест границей делится на две части – западный обвод фортов достается немцам» (там же).

Из Москвы ответили, что соглашение изменить невозможно.
«
Тогда, чтобы сохранить за собой всю Брестскую крепость, советские войска запрудили Буг и взорвали перемычки передового рва Тереспольского укрепления. В итоге вода пошла по обводному каналу, который советский представитель выдал немцам за русло Буга, по которому и была проведена граница (конечно, немцы не настолько были глупы, чтобы не разобраться в географии, но дипломатично возражать не стали)» (там же).

Получив, вернее, вернув мощный бастион, мы не смогли им воспользоваться. В канун войны оставили в казармах спящих солдат, младших офицеров, гражданских, обслуживающий персонал. Оставили на пленение военнослужащих, лечившихся в окружном госпитале.

Договор о не нападении, плюс укрепленный город, полученные в виде подарка, можно сегодня оценить как «дары данайцев – троянский конь». Усыпив бдительность Сталина настолько, что вся страна в субботу 21-го июня гуляла, а в ту злополучную ночь спокойно улеглась спать! Я ничего не имею против спокойного сна мирного населения, и даже военных на Дальнем востоке, но на Буге спать было нельзя, или, по крайней мере, спать по очереди.

Но что думали командиры на западной границе? Они, что считали, что пакт о не нападении поможет, или некоторые командиры так не считали, но не знали точной даты нападения?

Что делал, о чем думал командующий Белорусским округом генерал армии Д.Г. Павлов и командующий 4-й армией генерал-майор А. А. Коробков?

О чем думал комендант 62-го укрепленного района генерал-майор М. И. Пузырев и генерал-майор В.С. Попов начальник Брестского гарнизона?

О чем думали еще 7 генералов, командующие корпусами и дивизиями и их штабы, находящиеся в Бресте? Наконец, о чем думали в Генеральном штабе и Главнокомандующий?

О думах высшего командного состава в следующих статьях.

Писатель Сергей Смирнов в книге «Брестская крепость» пишет, что весной 1941 года на территории крепости размещались части двух стрелковых дивизий Красной армии. «Это были стойкие, закаленные, хорошо обученные войска. Одна из этих дивизий – 6-я Орловская Краснознаменная – имела долгую и славную боевую историю. Другая – 42-я стрелковая дивизия – была создана в 1940 году во время финской кампании и уже успела хорошо показать себя в боях на линии Маннергейма.

Накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены часть подразделений этих двух дивизий.

И не только этот контингент находился в Брестской крепости.

В крепости дислоцировались: один разведывательный, один артиллерийский полк, 2 артиллерийских дивизиона (ПТО и ПВО), подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка и часть 132-го батальона конвойных войск НКВД.

По официальным сведениям к утру 22 июня в крепости находилось около 9 тысяч бойцов и младших командиров, не считая медицинский персонал и пациентов госпиталя. У всех солдат было оружие, никто не делил «одну винтовку на троих».

Справка по группировке германских войск. «Общая штатная численность 45 дивизии должна была составлять 17,7 тысяч, а ее боевых подразделений (пехотных, артиллерийских, саперных, разведывательных, связных) должна была составлять 15,1 тысяч. Из них пехотинцев, саперов, разведчиков – 10,5 тысяч (вместе с собственными тыловиками)» [3].

Да, численное превосходство немецких войск присутствует. Но главным аргументом их победы над защитниками крепости, по официальной версии, является внезапность нападения. Внезапность проанализируем в следующей статье.

НО! даже эта военная группировка могла противостоять, в первые дни войны на центральном направлении, если бы солдат вывели в окопы, которые были вырыты по внешнему периметру крепости еще в первую мировую войну. Главное, нужно было сохранить людей, а стены крепости и так разворотили артиллерией и бомбовыми ударами.

У немецких частей было преимущество в живой силе и технике, но им нужно было пересечь водную преграду! Река Западный Буг, хотя и не широкая, но судоходная.

Вот что по этому поводу писал генерал-полковник Л.М. Сандалов в своих мемуарах.

«Там же был штаб Пинской военной речной флотилии, в состав которой входили отряд глиссеров, группа канонерских лодок, дивизион бронекатеров, дивизион катеров, дивизион тральщиков, а также сторожевые корабли, минный заградитель и зенитный артиллерийский дивизион на механической тяге. В случае войны флотилия предназначалась для совместных действий с 4-й армией на направлении Пинск — Брест» [4].

Правда, после осмотра боевых судов флотилии, а также Днепро-Бугского канала и шлюзов реки Мухавец начальник штаба усомнился, что флотилия может успешно вести боевые действия, о чем он и поделился с генералом Чуйковым.

«– Я не рассматриваю флотилию как реальную силу, которая может сыграть какую-либо роль на фланге армии, — ответил командующий. — Трудно себе представить, как и с кем могут вести бои ее маленькие суда, разбросанные по каналу и реке, ширина которой местами не превышает пятидесяти метров...» (там же).

В районе Брестской крепости до железнодорожного моста ширина реки достигает от 70 до 110 метров [1].

Река, даже не широкая, но это рубеж, а на другом берегу противник, который должен минировать или подрывать мосты, а всех, кто и на чем пытается переправиться вплавь, прицельно расстреливать и топить.

Предоставим слово старшему лейтенанту, командиру транспортной роты 17-го Краснознаменного пограничного отряда – Черный Аким Степанович. 28 июня контуженным был захвачен в плен, прошел фашистские лагеря: Бяла-Подляска и Хаммельбург.

«От другого защитника крепости я услышал рассказ о гибели неизвестного молодого пограничника с 9-й заставы. Дело в том, что в субботу, 21 июня, как раз накануне войны, пограничники задержали в крепости двух переодетых гитлеровских шпионов. У них нашли бумаги со схемами расположения наших военных объектов, и агенты врага были полностью изобличены на допросе».

Рядовой, старший писарь штаба 455-го стрелкового полка Хваталин Иван Филиппович, участвовал в боях в Цитадели крепости, у Брестских ворот. 29 июня 1941 года, раненый и контуженый, был пленен, находился в лагерях: Бяла-Подляска, Петраков, Эйслебен; освобожден из плена в апреле 1945 года. Вот что он рассказывал.
«
Помню, в мае-июне немецкие самолеты часто нагло нарушали нашу границу. По рассказам пограничников и солдат, бывавших на границе, было известно, что немцы на Буге наводят понтонные мосты, завозят лодки, да и вообще вдоль границы скапливается большое количество войск. Многие считали, что война не за горами».
Это рассказ рядового бойца, у которого всего три обязанности: выполнять приказы командира, правильно переписывать приказы и штабные документы, и главная обязанность – защищать Родину. А он, ограниченный в передвижении и в информации знал такие секретные данные.

Единственное, что я бы взял под сомнение в рассказе этого бойца: «немцы на Буге наводят понтонные мосты». Это не вяжется с условиями эксплуатации границы. Безусловно, немцы подвозили к берегу понтоны, но возводить мосты на вражеский берег, это, как говорят, не точный перевод с русского на русский.

Первый бой дали пограничники бойцы дозоров и секретов, что в 4 часа утра 22 июня 1941 года находились на склонах западных валов Брестской крепости, в густом кустарнике, спускавшемся к самой воде Буга.

В районе Бреста государственную границу охранял 17-й Краснознаменный пограничный отряд под командованием майора А. П. Кузнецова, а в самой крепости располагались 3-я комендатура и 9-я погранзастава этого отряда [5].

Писатель Смирнов отмечает особую храбрость и стойкость пограничников Брестской крепости.

«Пограничники были поистине лучшими защитниками крепости, наиболее смелыми, самыми отважными и стойкими бойцами героического гарнизона. Рассказывают, что гитлеровское командование, взбешенное упорным сопротивлением пограничников, в первые дни войны отдало приказ своим солдатам: если у советского бойца будут зеленые петлицы на гимнастерке или зеленая фуражка, его не брать в плен, хотя бы он был даже тяжело ранен, а расстреливать на месте» [5].

Героизм пограничников был отмечен и другими исследователями боев в крепости, которые отмечали, что в погранвойска набирали наиболее устойчивых, более грамотных бойцов, и эти бойцы были, в основном, славяне.

Смирнов приводит воспоминания радиста К. И. Коршакова, который в 1941 году служил в пограничных частях. 25 июля, т.е. по прошествии более месяца после начала войны, радист услышал позывные радиостанции пограничников Брестской крепости. Все считали, что погранзастава, давно погибла, т.к. уже больше месяца ее позывных не было слышно в эфире.

«И вдруг раздались позывные этой радиостанции. Вслед за тем Коршаков принял радиограмму следующего содержания (я привожу ее дословно, так, как мне передавал ее Коршаков):

«Положение тяжелое, крепость падает, уничтожаем гадов, сами взрываемся» (там же).

В архиве Смирнов нашел маленький листок, на котором было написано: «Никаких сведений о девятой заставе нет. Застава помещалась в крепости и, видимо, целиком погибла в боях. По свидетельству жителей близлежащей деревни, в первые же минуты войны пограничники приняли удар врага на Западном острове Брестской крепости и вели борьбу в течение долгого времени».

Вот так за критические ошибки командования, героизмом отвечали защитники крепости.

Источники.

1. Карты Google

2. Бешанов В.В., Освободительный поход, Брестская крепость / URL: https://history.wikireading.ru/50429

3. Брестская крепость, Википедия / URL: https://clck.ru/MxwGB

4. Сандалов Л.М., Мемуары, Пережитое, М., Воениздат, 1961 / URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/sandalov1/index.html

5. Смирнов С.С. Пограничники, Западный фронт, Брестская крепость / URL: http://www.warmech.ru/1941war/w-front/wf_pog_2.html

Продолжение следует.